Для чего нужен СКУД?

Времена, когда на проходной предприятий и заводов стояли охранники и проверяли документы становятся пережитком прошлого. В настоящее время практически любая компания полностью автоматизировала данный процесс с помощью систем контроля и управления доступом. СКУД помогает предотвратить несанкционированное проникновение, нарушение дисциплины труда и прочие нежелательные действия.

Для того, чтобы понять, что такое СКУД, обратимся к Википедии. Она говорит нам, что система контроля и управления доступом (СКУД) — это совокупность программно-аппаратных технических средств безопасности, имеющих целью ограничение и регистрацию входа-выхода объектов (людей, транспорта) на заданной территории через «точки прохода»: двери, ворота, КПП. Проще говоря, СКУД обеспечивает возможность прохода сотрудников, имеющих допуск к своим рабочим местам и ограничивает доступ тем, кому не следует там находиться.

СКУД обычно состоит из 3 частей:

  • ПО, установленное на сервере;
  • Контроллеры доступа, передающие информацию программе и дверной комплекс, состоящий из магнитных либо электромеханических замков;
  • Считыватели, с которыми и происходит непосредственный контакт сотрудников.
Структурная схема СКУД

Каждому сотруднику выдается идентификатор, предварительно настроенный на определенные точки доступа и, соответственно, способный пропустить владельца именно туда, куда ему необходимо попадать по работе. Идентификатор чаще всего представляет собой proximity-карту, которая несет в себе определенный уникальный код.

Proximity-карта

Этот код вносится в базу и однозначно идентифицирует сотрудника, которому ключ был выдан. При контакте ключа и считывателя происходит сравнение кода на карте и кода в базе данных программной части. После чего (при их совпадении) сотруднику дается доступ на вход в помещение. Именно поэтому нельзя передавать свой пропуск посторонним, так как это может привести к несанкционированному доступу на территорию, а, следовательно, и к возможной утечке данных, составляющих коммерческую тайну организации. Информация о сотруднике, проходящем через точку прохода, автоматически заносится в журнал событий, на основании которого можно впоследствии выяснить, где был тот или иной человек в определенное время и сделать вывод о его рабочем графике.

У большинства систем есть возможность интеграции со сторонними сервисами/программами. Так, например, возможность интеграции с 1С-Бухгалтерией позволяет на основании времени, учтенного ПО, делать выводы о работе сотрудников и рассчитывать их зарплату. А интеграция с пожарной сигнализацией позволяет, в случае возникновения  аварийной ситуации, автоматически открыть двери, сделав эвакуацию сотрудников более удобной.

У многих систем так же есть возможность видеоверификации при подключении IP-камер и соответствующих установленных модулей, то есть сравнение фото или видеозаписи человека, запрашивающего доступ или проходящего через считыватель, с фото, которое находится в базе данных систем безопасности.

Текст: Андрей Полищук, Системный администратор, Bytex