Разработка ИТ-стратегии

Любой руководитель в сфере ИТ, прежде всего, управленец. Конечно, он может быть отличным специалистом (программистом, системным или сетевым администратором и т. п.), но всё же управленческие компетенции, знания, навыки остаются на первом месте.

Как и любой другой управленец, ИТ-менеджер строит свою работу, опираясь на стратегию. Если это не так, то, вероятнее всего, перед вами не самый лучший ИТ-мендежер. Стратегия необходима. Если, конечно, вы хотите двигаться вперёд, развиваться, конкурировать и побеждать. На первый взгляд, все очевидно, но об этом часто забывают. В результате возникает риск погрязнуть в задачах даже не тактического уровня, а ежедневной операционной рутине. Подтверждений необходимости стратегии можно найти предостаточно и в обсуждениях, и в открытых источниках. Достаточно того, что в ITIL этому вопросу посвящён отдельный том.

Как подсказывает Gartner: » IT strategy is the discipline that defines how IT will be used to help businesses win in their chosen business context». Если опустить некоторые детали, то мой «корявый» перевод будет выглядеть так: ИТ-стратегия определяет как будут применяться ИТ, чтобы помочь бизнесу победить. Это базис. ИТ должны помогать бизнесу. Поэтому основой ИТ-стратегии должна стать бизнес-стратегия предприятия в целом. Хорошо, если она формализована, ещё лучше, если документирована. Но в МСП это нечастое явление. И это не причина забыть о стратегии. Обсуждение этих вопросов с руководителями и собственниками позволит сформировать представление об основных направлениях движения предприятия вперёд и сформулировать внятную ИТ-стратегию.

Также не стоит от нее отказываться, ссылаясь на то, что рынок динамичен и непредсказуем. Лучше уменьшить период. Пусть это будет не 7-10 лет, а 3 — 5 (вполне осязаемый горизонт). Если рынок крайне динамичен, то можно и до двух лет определить. Но не год. Один год — это уже ближе к тактике и к задачам, а не целям. Кроме того, существенные изменения, скорее всего, приведут к корректировке стратегии, а не отказу от неё.

Итак, с необходимостью и горизонтом планирования для стратегии определились. Какой же она должна быть?

  • В первую очередь работа ИТ-активов организации направлена на поддержание её бизнес-процессов. Бизнес-процессы не должны прерываться, следовательно, усилия нужно направлять на непрерывную работу ИТ-инфраструктуры или, вернее, её работу в соответствии с заданным уровнем обслуживания.
  • Во-вторых, должна быть обеспечена поддержка пользователей.

Далее идут не менее важные этапы — оптимизация, модернизация, развитие.

Для обеспечения эксплуатации, поддержки и развития необходимо управлять бюджетом и закупками. При разработке стратегии желательно уделить внимание и этому вопросу.

Это базовый, но далеко не исчерпывающий набор направлений работы ИТ-менеджера, для которого должны быть определены стратегические цели и способы их достижения в рамках горизонта планирования.

Если вы смогли их чётко сформулировать хотя бы у себя в голове — уже хорошо. Но лучше записать.

Имея в голове или на руках четкие формулировки ИТ-стратегии, можно переходить к тактическим задачам. Как правило, это 1-2 года, в зависимости от того, куда и как ваше предприятие движется.

Тактические задачи определяют, какие операционные действия и активности ИТ-подразделение будет выполнять, но это уже совсем другая история.

Текст: Александр Руденко, руководитель отдела ИТ, Bytex