“Из-за любви к киберспорту…”

Сотрудники компании BYTEX и геймеры вспоминают историю зарождения киберспорта в Мордовии.    

Часть 1.

В 2001 году Россия стала первой в мире страной, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Спустя несколько лет он потеряет этот статус, чтобы обрести его вновь в 2016-м. Сейчас, растущая популярность киберспорта способствует его превращению в многомиллиардную индустрию. Мировая аудитория кибертурниров перевалила за 450 миллионов, их смотрят в два раза больше человек, чем Формулу-1.

В 2021 году российская команда Team Spirit выиграла чемпионат мира по Dota 2, подняв на призовых 18,2 млн. долларов, и удостоилась поздравления Президента России Владимира Путина. Глава Мордовии Артём Здунов заявил о своей поддержке киберспорта в регионе, и о том, что Саранск будет бороться за звание города-организатора «Futurous – игры будущего», которые пройдут в 2023 году и должны собрать более 1,5 тысяч спортсменов и около 300 тысяч зрителей. Министр спорта и молодёжной политики РМ Александр Савилов отметил, что при нашей инфраструктуре и опыте проведения Чемпионата Мира по футболу, у Саранска есть все шансы стать киберспортивной столицей России. Мы решили вспомнить, как зарождался киберспорт в Мордовии, проанализировать его настоящее и прикинуть перспективы.

В первой части нашего исследования мы, вместе с двумя саранскими геймерами и, по совместительству, организаторами турниров по киберспорту – Дмитрием Фадеевым и Дмитрием Лапаевым – вспомним, как всё начиналось.

В Саранск киберспорт пришёл ещё до того, как наши собеседники стали им заниматься. Большинство из родоначальников уже редко можно увидеть на турнирах. В Мордовии киберспорт зародился в начале нулевых в маленьких полуподвальных компьютерных клубах, где на сэкономленные со школьных завтраков деньги можно было купить себе компьютерную сессию – пропуск в манящий и удивительный мир видеоигр. Там создавались первые команды — Revers, Digital, FreePlay… Процветал Интранет, а самой популярной площадкой была J-Zone, расположенная в известном каждому саранчанину Интернет-доме. Людей объединяли такие игры как Counter Strike 1.6., WarCraft Frozen Trone, StarCraft, Quake и конечно же FiFa. 

Поигрывать я начинал ещё в нулевые годы, – рассказывает организатор чемпионатов по киберспорту, геймер из Саранска Дмитрий Фадеев. – Первой игрой, которая меня заинтересовала, была популярная в то время Counter Strike. Компьютерные клубы становились для нас центрами притяжения. Там знакомились, обменивались опытом, обсуждали новинки. 

В 2008 году мы собрали первую сплоченную команду из пяти человек  и приняли участие в одном из турниров по сети. Нам даже удалось поиграть на чемпионате ASUS в Пензе. Другие же наши саранские ребята смогли поучаствовать в турнире World Cyber Games по Counter Strike, который собирал лучших на тот момент игроков.

Эти парни выбирались в WCG. А что сделал ты?

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чемпионами мы тогда не стали, но играли очень увлечённо и, по крайней мере, заявили о себе. Это сейчас можно с кем угодно рубиться в игрушки по сети, а тогда в игровом процессе постоянно возникали сбои из-за так называемого высокого pingа. Относительно нормально можно было поиграть только на турнирах в клубах по локальной сетке, то есть на LAN-турнирах. Самым популярным и центральным местом был Интернет-дом. Но помимо него в каждом районе Саранска было ещё по собственному клубу (на Центральном рынке, на Химмаше, Светотехстрое). Компьютеры там были может и не самые топовые на то время, но уж точно лучше того, что стояло у ребят дома. Кроме того, турниры проводились там на регулярной основе. К ним люди готовились серьёзно, набирали команду и пытались переманивать к себе перспективных игроков, проводили по много часов за тренировками.

Важным моментом было подключение Интранета, когда мы через сервера Ростелекома смогли играть с нормальным pingом. До сих пор во сне вспоминаю тот звук подключения к интернету по модему. 

Знаковым событием стал турнир на Кубок магазина “Технополис” в 2008 году. К открытию магазина владельцы решили таким образом устроить рекламную акцию. Но все геймеры в помещении не поместились, и вторая команда из пяти человек играла прямо в витрине магазина. Можно представить, какое это впечатление производило на прохожих. Но самое главное – тогда был побит рекорд! В соревнованиях приняло участие 26 команд по 5 человек. Представляете, как киберспорт был популярен уже тогда?! И важно – победители получали возможность приходить и бесплатно играть на очень мощных на тот момент компьютерах в “Технополисе”! И, естественно, о таком “подарке судьбы” мечтал каждый”.

                                                                                                

Для меня всё началось с того, что в 12 лет, я впервые попал в известный всему игровому Саранску компьютерный клуб который располагался в Интернет-доме, – вспоминает свои первые шаги в киберспорте будущий основатель клуба “Арена13” Дмитрий Лапаев. – Именно с этого момента для меня и начался киберспорт. Здесь, за компьютерными играми, коротали время самые разные люди, в том числе и мы – совсем ещё мальчишки. Сейчас с большой ностальгией вспоминаю игры, которые на тот момент были наиболее популярными. Конечно же, это был старенький Counter Strike 1.6 и самая первая DOTA. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страшно подумать, но тогда мы жили даже без соцсетей (первые регистрации в ВК начались чуть позже). Вместо них мы, чтобы поддерживать связь друг с другом создавая собственные коммюнити на форумах, там обсуждали любимые игры, делились опытом, конечно, хвастались достижениями. Интернет, который можно было провести в квартиры, был слабеньким, поэтому первая геймерская компания зарождалась на LAN-турнирах и саранских форумах. Мы с нетерпением ждали очередного анонса турниров, как, наверное, сейчас ждут концертов любимых музыкальных групп.

Среди сложившейся компании ребят, которые увлекались играми, я, пожалуй, был самым молодым. Но играл на уровне, старался не пропускать соревнования, показывал результаты, что вызывало уважение у коллег, как их называют, тиммейтов”.

Так прошло несколько лет… В квартирах стал появляться высокоскоростной, широкополосный интернет, поэтому ходить в клубы стало больше не нужно, тем более это, естественно, отражалось на “карманном” бюджете. Ожидаемо, что они стали постепенно закрываться. Вскоре эта участь постигла и легендарный клуб в Интернет-доме. Казалось бы, тот огонь, который зажёг в сердцах киберспорт, в Саранске на некоторое время поугас.

 Но играть ребята не бросили. Правда, теперь о каких-либо соревнованиях речь не шла и совершенствовали свои навыки саранские геймеры просто для себя, даже не думая о том, что когда-нибудь это пригодится. Так продолжалось до того момента, пока кибер-молчание не было нарушено и киберспортсмены собственными силами не организовали первый серьёзный турнир в Саранске. Одним из организаторов соревнований выступил Дмитрий Фадеев. 

Шёл 2014-й год, я в то время учился на первом курсе университета, – вспоминает Дмитрий, – занимался общественной деятельностью. Мы с моим другом Андреем Меркуловым организовывали танцевальные вечеринки, например, “Vdrebezgi”. А потом кто-то из игроков на форуме написал о том, что все очень скучают по турнирам, так как они давно не проводились. Мы стали искать площадку и быстро поняли, что наилучший вариант – это Пушкинская библиотека. Там как раз заимели новые компьютеры. Организаторские способности у нас были и мы договорились с руководством учреждения проинформировав ребят. Отдельно хотелось бы поблагодарить за помощь в организации турнира компанию “Ростелеком”. В то время директор компании, а ныне Министр цифрового развития Республики Мордовия Игорь Вольфсон, пошёл нам навстречу, и при его участии нам удалось всё устроить. Именно с этого события начался новая эра в развитии компьютерного спорта в Саранске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый блин не вышел комом – турнир привлёк внимание. Зал был забит битком. В соревнованиях участвовали 20 команд по 5 человек. Прибавьте к этому раза в два большее количество болельщиков. Несмотря на то, что мы специально не делали рекламы турниру, автоматически состязание приобрело статус междугородного: к нам на игру приехали ребята из Рузаевки. 

Большинство участников были знакомы – мы начинали играть ещё пять-семь лет назад и неплохо знали друг друга, поэтому и обстановка на турнире была самая дружеская. Правда, последующие турниры показали, что желающих попробовать себя в официальных играх стало несколько меньше. Дело в том, что уровень молдавских команд слишком разный, и тем, кто начал играть недавно, сложно было составить конкуренцию олдам. Хотя моё мнение – играть нужно с тем, кто сильнее тебя.

Команда по DOTA2, в составе которой мы в то время тренировались, состояла из тех людей, с кем я общаюсь и в жизни. Мы не только вместе играли, но и проводили время. Понимали друг друга с полуслова, что очень помогало и в игре. 

Организация турниров — командная работа, можно сказать, что всю организацию мы делали нашей единой, амбициозной группой. Грамотное распределение обязанностей, ответственное отношение к своей части общего дела, как и в игре, позволяло нам быстро справляться с неожиданностями, которые могут случиться при организации любых состязаний”. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно тогда, в начале 10-х, вышла CS:GO — новая версия Counter Strike 1.6. В свою очередь собрала фанатов и DOTA 2 (турниры по этой дисциплине отличаются громадными призовыми фондами). А ещё через некоторое время киберспорт во всём мире наконец-то признали как официальный вид спорта, и маховик развития мирового киберспортивного движения было уже не остановить. 

Геймерам хотелось играть и соревноваться, но в Мордовии такой возможности не было. Была информация о турнирах в соседних городах — Нижнем Новгороде, Пензе… Саранские геймеры лишь завидовали: “Вот же — как у них классно получается: и соревнования, и ивенты, и свои победители…”. Актив фанатов киберспорта нашего небольшого города решил взять всё в свои руки…

(продолжение следует)

Часть 2