
“Из-за любви к киберспорту…”
Часть 2.
Мы продолжаем наше исследование, посвящённое зарождению и развитию киберспорта в Мордовии. Основатель и идейный вдохновитель первого саранского киберклуба “Арена13” Дмитрий Лапаев рассказывает о непростом пути становления кибердвижения в регионе.
Киберспортивный клуб “Арена13” сыграл в развитии киберспорта в Мордовии немалую роль. Достаточно вспомнить, что именно он стал первым независимым саранским киберклубом, который являлся центром притяжения для сотен любителей игр до прихода в нашу республику сетевых игровых франшиз, таких как “Colizeum” и “Winstrike Arena”. Ещё интереснее тот факт, что он был задуман и организован именно нашими, местными энтузиастами. И по их собственному признанию — из чисто альтруистических чувств.
“Когда я озвучил среди игровой общественности идею создания киберклуба, то поначалу не встретил понимания, — признаётся Дмитрий. — Не то, чтобы я не получил поддержку от знакомых игроков… Скорее из-за разобщенности никто сразу не поверил, что в Мордовии, в Саранске что-то подобное возможно. Всем казалось, что кроме него и двух-трёх друзей киберспорт в городе больше не интересует никого. Напрягала неопределённость и отсутствие опыта организации (мы даже не представляли, как подобные мероприятия нужно делать). Да и мысль, что затраченные усилия вряд ли окупятся звонкой монетой, также не прибавляла энтузиазма.
Но настроение изменилось, когда я, уже заручившись поддержкой спонсоров и подыскав зал, дал в соцсетях анонс о том, что в Саранске в скором времени состоится турнир по киберспорту. Мне начали активно писать знакомые и незнакомые люди, поддерживали, давали советы, спрашивали: “Не шутка ли это?”. И главный вопрос: когда? Помню, что порадовало большое количество молодых ребят, которые были примерно того же возраста, что и я, когда зарабатывал свой первый скилл в клубе Интернет-дома.
Через день-два, когда по соцсетям разошлась инфа о том, что в Саранске готовится кибертурнир, неожиданно мне позвонил товарищ по университету Виталий Кудашкин и сказал буквально следующее: “Слышал, ты турнир мутишь? Могу чем-то помочь?”. Так и начала формироваться команда. Кстати, Виталий в будущем стал отличным тиммейтом, с которым мы выиграли кучу турниров. Позже в тиму влились Григорий Абрамов, его старший брат Виталий Абрамов и Павел Грачёв.
Отмечу, что одному организовывать чтобы-то ни было — сложно. А когда работают несколько человек, можно разделить обязанности: один договаривается по месту, другой отвечает за техническую составляющую, а третий знает “добрых” спонсоров, которые смогут поддержать дело финансово”.
Так было организовано несколько турниров, на которых начало создаваться некое подобие “тусовки” — круг ребят, которые любят компьютерные игры и киберспорт, играют сами или с интересом смотрят, как играют другие. Стало понятно, что в городе есть люди, которые готовы не только ходить на все турниры, но и проводить своё свободное время в некоем месте, где можно всегда встретить “своих”, пообщаться, пообсуждать игры и, конечно же, самим поиграть на хорошем “железе”. Нужно было открывать киберклуб.
“С ребятами проработали бизнесплан, прикинули инвестиции. Так как особого опыта у нас не было, мы предприняли рабочую поездку по соседним регионам для обмена опытом. Пообщались и подружились с киберспортсменами и оргами из клубов в других городах.
Оглядываясь назад, могу признать, что мы на начальном этапе сделали немало ошибок, которых можно было бы избежать. Но, что делать, в Мордовии в этом направлении мы были первопроходцами и набивали шишки. Эти ошибки нас многому научили, а главное, мы сумели доказать, что в Саранске возможно на голом энтузиазме организовать своё дело и запустить проект, в который поначалу мало кто верил.
На момент открытия клуба его директором я не являлся. Скорее в числе остальных членов команды выступал куратором по развитию и выполнял роль администратора. Клуб располагался на Юго-западе, на улице Гагарина. Полгода клуб работал, но дела шли явно хуже, чем мы предполагали. Хотя сил и средств вложено было немало.
Закономерно, что директор, видя, что чуда не произошло, клуб нерентабелен и не приносит прибыль, собрался его закрывать. На самом деле, я не могу сказать, что дела шли ужасно. Но на тот момент бизнес в республике предпочитал вкладываться в более простые и быстро приносящие доход проекты: пиццерии, парикмахерские… Киберклуб в этом отношении, конечно, проигрывал. Но нам наша затея с каждым месяцем нравилась только больше. Мы поставили работу на поток, у нас уже были свои завсегдатаи, которые ходили играть и тренироваться. Бросать проект не хотелось от слова “совсем”.
Пришлось брать ответственность на себя: поехал к инвестору, рассказал о своих бизнес-идеях, а главное, показал общий чат на страничке нашего клуба, где ребята постоянно писали, благодарили, желали удачи в нашем начинании. Может быть и это сыграло свою роль, но я не только получил одобрение, но и договорился об инвестициях. Здесь нужно сказать отдельное спасибо нашему инвестору Гущину Вячеславу Ивановичу, который поверил в идею и вовремя её поддержал, выделив на всё это дело необходимые денежные средства. Ребята из команды меня тоже не бросили, одобрив наш переход в “свободное плавание”.
Киберклуб “Арена 13” переехал в центр города. Была проведена рекламная кампания. Ребята выступали организаторами и соорганизаторами соревнований разного уровня. Со временем Дмитрий Лапаев стал представителем Федерации компьютерного спорта в Мордовии. Геймеры, которые тренировались в клубе, ездили по соревнованиям в другие города и занимали призовые места, тем самым поддерживая не только свой клуб, но и регион в целом. Саранских киберспортсменов стали узнавать на просторах сети: Саранск больше не является “белым пятном” — игровая общественность была в курсе, что и здесь играют и показывают результаты.
Удалось найти спонсоров, которые в меру своих сил помогали с участием в соревнованиях, организацией турниров. Наши ребята ездили на соревнования в Саратов, Пензу, Нижний Новгород, Ульяновск, Москву. Благодаря таким турнирам они знакомились с огромным количеством геймеров, приобретали новый опыт и такие нужные связи в мире киберспорта.
“Два года я проработал директором киберклуба “Арена13”, — заключает Дмитрий Лапаев, — но в регион пришли более крупные игроки (в Саранске к тому времени готовились к открытию два клуба: “Colizeum” и “Winstrike Arena”, впоследствии последний закрылся — прим. авт.), с которыми, конечно же, наш маленький клуб тягаться бы не смог. И с той, и с другой франшизой я хорошо знаком, был в их заведениях в Москве ещё когда они только начинали свой бизнес.
У данных клубов есть головной офис, опытные специалисты и кураторы, которые координируют действия сотрудников на местах в филиалах, солидные финансовые вливания. Одним словом, бизнес можно вести практически не напрягаясь. И почти не рискуя, как мы, альтруисты, которые занимались организацией не ради денег, а чисто из-за любви к киберспорту. Поэтому я понял, что надо двигаться дальше.
Но, что примечательно, и после ухода Дмитрия чуть более двух лет назад клуб продолжал функционировать и собирать игроков ещё более года. То есть, если “Арена13” сначала работала на репутацию, то потом репутация работала на клуб. Появился новый директор, старая команда помогала. И… всё работало и продолжало развиваться. «Ареной» руководил один из соратников первоначальной команды — Григорий Абрамов.
“Если поделиться тем опытом, который я приобрёл за время руководства, то могу сказать, что самое главное и проблематичное в открытии такого бизнеса, это найти инвесторов, то есть деньги. Что касается документов и вообще других различных “бумажек”, то их оформление не занимает много времени. Достаточно сказать, что когда я заступил на должность директора, у меня совершенно не было никакого опыта в бухгалтерии или ведении документации. Всему учился по ходу. Но надо приготовиться к тому, что очень часто придётся ходить по инстанциям и отстаивать интересы клуба, само его право на существование, потому как различных проверок будет предостаточно.
Были в работе и курьёзные моменты, когда в том или ином министерстве рассказываешь о своей деятельности, о необходимости развития киберспорта в Мордовии, о том, что подрастающему поколению это только на пользу… А в ответ я слышал: “Ну, мнение молодёжи в вашем лице мы услышали, а можно теперь с вашим директором поговорить”. То есть иногда даже не сразу понимали, что директор — это я и есть. Сейчас, надеюсь, ситуация меняется к лучшему.
Стоит признать, что в отдельных моментах “Арена13” может и не сложилось как коммерческое предприятие, но свою миссию я, будучи директором компьютерного клуба более двух лет, считаю выполненной — мы дали старт развитию киберспорта в Мордовии, клуб заработал себе репутацию и в целом реабилитировал компьютерные игры: мы показали, что это не глупая потеря времени, а настоящий, перспективный и активно развивающийся спорт”.
Действительно, нужно признать, что для некоторых представителей ведомств киберспорт до сих пор является занятием неоднозначным, и поэтому идут на сотрудничество они не сразу. Но, попробуем заглянуть в будущее… Можно с уверенностью сказать, что киберспорт имеет все шансы стать одним из самых массовых спортивных состязаний, которые будут собирать большое число болельщиков. При этом отпадают многие проблемы, связанные с проведением соревнований, на турнирах царит дружеская атмосфера: ни потасовок, ни инцидентов. А вот по накалу страстей и ажиотажу они не уступают самым популярным и традиционным видам спорта. Болеть за любимую команду интересно и весело. Такие турниры, без сомнения, будут пользоваться большой популярностью. А на вопрос: кем ты являешься, можно будет гордо отвечать: “Я — киберспортсмен”.