Борьба за миллисекунды

Киберспортсмен из саранской IT-компании BYTEX Илья Ильинский будет отстаивать честь Мордовии и компании на масштабных киберспортивных соревнованиях «Фиджитал игры» в рамках проекта “Игры будущего” в Казани.

“Сделаем всё, чтобы показать отличную игру”
Стремление к соревнованиям в скорости у людей заложено, кажется, в генетическом коде: от простого бега до сборки кубика Рубика или поедания пирогов на время. Эта тенденция не обошла стороной и видеоигры: каждый день тысячи людей по всему миру пытаются найти способы пройти любимые проекты быстрее. Они занимаются скоростным прохождением игр — «спидраном» (speedrun), которое по праву считается зрелищной дисциплиной в киберспорте.

С 5 по 8 февраля в столице Татарстана состоятся третьи «Фиджитал Игры». В программу соревнований войдут пять дисциплин: турниры по Dota 2, MLBB, CS:GO и Warface в сочетании с лазертагом, а также соревнования по скоростному прохождению игр. Speedrun будет включать такие легендарные игры как “Super Mario bros”, “Chip’n’Dale”, “Resident evil 2 Remake”, “Hitman: Codename 47” и другие.

Нашу республику на этих соревнованиях представляет тестировщик компании BYTEX Илья Ильинский.  

“Показывать мастерство будут четыре команды по 3 участника, — рассказывает Илья, — один из которых капитан. Эту ответственную должность ребята, посовещавшись, доверили мне. Каждый игрок будет соревноваться в трех играх. Их объявляют заранее и есть возможность подготовиться самому и подобрать к себе в команду наиболее талантливых и профессиональных, лучше всего сказать фанатичных специалистов по той или иной игре”. 

Первый игрок будет представлять ретро-консоль. Конечно же, имеется в виду всем хорошо известная 8-битная Dendy и игры, которые на ней выходили. Организаторы выбрали “Mario”, “Chip’n’Dale” и, в качестве бонуса, 16-битную игру “Comix Zone”. По словам капитана, в команде есть очень перспективный игрок-ретровик, который является одним из лучших ретро-спидранеров нашей страны. 

Второй игрок представит игры Modern PC. Это “Resident Evil 2 Remake”, “Little Nightmares” и “Mirror’s Edge”. Капитан команды Илья Ильинский будет “бежать” категорию ретро-ПК, это игры выходившие в районе 2000-х годов, а именно: “Hitman: Codename 47”, “Serious Sam The First Encounter” и “Quake”. 

“Если второй игрок согласился практически сразу, то “ретровика” пришлось поискать, — вспоминает о наборе в команду капитан. — Ретро очень сложны в изучении, исполнении, приходится следить за каждым пикселем на экране и в такие игры играют, как правило, очень специфичные люди. Сначала за ретро-игры хотели посадить меня, но к счастью нашёлся достойный претендент. Нашему ретровику 29 лет, в 2018 г. поставил свой первый мировой рекорд в игре Comix Zone, пройдя её за 10 минут и 2 секунды. Третий участник, представляет категорию Modern PC и является самым молодым участником команды. Каждый день, вернувшись с работы и зайдя в дискорд, вижу, что он уже тренируется. У него есть своя система, он талантливо “бегает”, что позволяет ему уже достаточно долго держать мировой рекорд в спидране по игре “Ведьмак”. 

Если предыдущие турниры по спидрану «Фиджитал игр» не носили соревновательный характер, то в этом году организаторы решили исправить эту недоработку, заодно добавив в киберспортивное событие изрядный элемент шоу. Команды-финалисты столкнутся в офлайн-поединке. Конечно же, это тоже будет соревнование. В качестве дисциплины был выбран лазертаг. В полной военной экипировке ребята будут сражаться на специально подготовленной площадке. Таким образом, на турнире по компьютерным играм будет удачно сочетаться не только мастерство быстро проходить игры в киберпространстве, но и реальная физическая активность. И уж тут геймеры покажут, что ничто спортивное им не чуждо, и побеждать в реале они могут с таким же азартом, как и в видеоиграх. Для допуска к спортивной части ивента всем участникам пришлось пройти медицинское обследование. Предыдущим киберспортсменам повезло поучаствовать в более популярных видах спорта таких как баскетбол, хоккей, ММА, так как их видеоигры были связаны с соответствующим видом спорта. Помимо углубленного медицинского обследования, участники проходили допинг-тест. 

Стоит отметить, что все дорожные расходы, проживание и питание игроков организаторы взяли на себя. Участникам оставалось только ответственно готовиться, чтобы хорошо выступить. “Для нас это было неожиданно — мы уже давно привыкли, что на соревнования в другой город ты добираешься сам, сам ищешь квартиру на сутки, тратишь деньги на еду… и даже если занимаешь призовое место, то в лучшем случае это будет лишь приятным воспоминанием о проведенном дне. Здесь же все продумано до мелочей: билеты, трансфер, размещение в отелях, различные активности на протяжении игровой недели. Ждём начала с огромным воодушевлением”, — поделился Илья Ильинский. 

“Не хочу загадывать заранее, но мы сделаем все, чтобы показать отличную игру, — уверен в себе и команде капитан. — Да, это будет очень сложно, но мы всё-таки рассчитываем на победу. Своими главными соперниками видим команду “SpeedХАТА”. Мой давний друг тоже играет в ней в качестве капитана и уже длительное время держит мировой рекорд в двух играх серии “Hitman”. Собираемся сойтись с ним в финале”.

Ни дня без тренировок

По регламенту о заявленных играх киберспортсмены узнают за месяц до соревнований и тут же приступают к тренировкам. Запомнить скрупулезное, максимально быстрое прохождение целых трех игр непросто. “Quake я начал изучать только 18 января, — продолжает Илья. — Поиграл, прошел три уровня. Посмотрел на мировой рекорд и подумал — да как вообще такое возможно-то? Повезло, что “Serious Sam” к этому моменту я почти полностью выучил, а “Hitman: Codename 47” уже “бегал” и имел 3 место среди всех игроков мира.

Но изменить привычный бытовой график все равно пришлось и большую часть досуга посвящать изучению и тренировкам. “У каждой игры есть свои секреты быстрого прохождения, — уверен киберспортсмен. — В “Serious Sam” есть сложные скипы, нужно постоянно мониторить уровень здоровья. Нельзя забывать о специальных возможностях. Например, исполнять рокет-джампы, то есть выстрелить из ракетницы себе под ноги, задамажиться и получить ускорение от взрывной волны. Нужно все время держать в голове, сколько тебе нужно очков здоровья, потому что если их не хватит, то придется загружаться с сейва.

В “Сэма” я играл когда-то в далёком детстве, и даже не прошёл до конца. Узнавал все тонкости с сайта speedrun.com. Мониторил, как проходят игру с лучшими результатами, и потом пытался воспроизводить эти тактики. Спортсмены отрабатывают одно и то же упражнение много-много раз подряд — на специальный прыжок на втором уровне в “Сэме” я потратил море времени. Я его просто домучивал, потому что некому было подсказать, да и вряд ли кто-то станет объяснять: можно отметить, что комьюнити спидраннеров в большинстве своём токсично из-за тщеславия. Тренировался бегать шутер кусками, отрабатывая снова и снова максимально возможное быстрое прохождение. Потом понял, что нужно собрать хотя бы скелет игры, пройти несколько раз с максимальным старанием и потом уже оттачивать наиболее сложные моменты. Так и сделал. И… — первое прохождение заняло 55 минут. Это ужасный результат. Но уже сейчас я укладываюсь в 40 минут. Это уже нормальный и бодрый пробег. Я ищу наиболее стабильные стратегии, потому что если посмотреть первые три места мировой таблицы лидеров — есть несколько рисковых стратегий. Они позволяют пробежать быстрее, но и запороться на них тоже легко. Я ищу золотую середину между стабильным и рисковым прохождением, чтобы показать наилучший результат. 

Что касается “Quake”, как раз тут-то мне попался хороший наставник. Игра популярная, и мировая таблица лидеров огромная. Бегают игру примерно 200 человек в мире. На 13 месте наш, русский геймер с результатом меньше 13 минут. Мы с ним созвонились. Он поддержал меня, объяснил все тонкости игры, рассказал какими стратегиями пользоваться на первых этапах освоения игры и научил им”.

Говоря о соперниках, Илья отмечает, что в России пока не очень много спортсменов, которые занимаются спидраном. Но среди них есть настоящие фанаты — это люди, которые практически круглосуточно только и делают, что оттачивают мастерство прохождения. Это могут быть и уже взрослые игроки, и юные геймеры — участие в соревнованиях допускается и для несовершеннолетних при согласии родителей. 

Путь к успеху

Киберспортсмен из BYTEX занимается спидраном с 2020 года. “Сначала бегал хорошо знакомые игры, в которые играл в детстве, — вспоминает Илья. — Популярные спидраннерские игры типа Dark Souls, GTA я не очень люблю, так как на их прохождение тратишь уйму времени. А первой игрой, в которой я показал хороший результат, стал The Lord of the Rings: The Return of the King, это экшн-слэшер 2004 года. Я сразу попал в ТОП-5 лучших результатов мира, а затем поднялся до второго места, на котором держался полгода. Потом выучил “Hitman: Codename 47”. С другом в прошлом году участвовали в крупнейшем в мире онлайн-мероприятии, посвященному скоростному прохождению игр GDQ (Game Done Quick). 

В 2021 году я принял участие в российском марафоне по спидрану. Также была трансляция, комментарии, общение в чате, результаты. Постепенно познакомился со всеми известными игроками, и меня тоже начали узнавать. 

Этим летом удалось съездить на двухдневный офлайн-ивент который проходил в Москве и Санкт-Петербурге. В столице я показал второй результат в мире в хоррор-экшене Clive Barker’s Undying. Установил контакт с мировым рекордсменом из Швеции, потом много общались с ним в чате, делились опытом. 

Крайнее значимое событие было в декабре: мы организовали трансляцию для себя и друзей, которое назвали SpeedXATA. Это ностальгический cпидраннерский ивент в оффлайн с атмосферой 00-х. В этот день я проходил на скорость такие игры как “Command and Conquer Generals”, “Как достать соседа” и “Властелин колец “Возвращение короля”. Подошли творчески — заморочились над картинкой: на экране за нами была воссоздана ретро-обстановка ламповой “бабушкиной” квартиры, стояла оригинальная старая техника. На пике нас смотрело 120 человек, за день получилось собрать донатов на 60 тысяч рублей, что в 3 раза больше чем крупнейший спидранерский марафон в русскоязычном сегменте. Мы вернёмся с этим марафоном уже летом, соберёмся впятером — подъедут спидраннеры из разных городов. Если предыдущая длилась 12 часов, то следующую сделаем еще более длинной — более суток”.  

“Хочу отдельно выразить благодарность руководству компании BYTEX и нашему генеральному директору Дмитрию Карасеву за возможность поехать на соревнования в Казань. Полностью отдаю себе отчет, что далеко не все работодатели с пониманием относятся к такому новому, для нашей страны увлечению как киберспорт. Все-таки я выпаду из трудового процесса на целую неделю. Но когда я рассказал руководству отдела тестирования о причине своей отлучки, мне не только сразу разрешили внепланово взять недельный отпуск на время соревнований, но и горячо поддержали, пообещав, что обязательно будут следить за играми и болеть за меня. Поэтому на «Фиджитал игры» я еду не только отстаивать киберспортивную честь Республики Мордовия, но и компании BYTEX, чувствуя поддержку своих друзей и коллег”.    

Турнир будет транслироваться на каналах проекта «Игры Будущего», а также на площадках VK — https://vkplay.ru/https://vk.com/gamesofuture.

Подключиться можно по ссылке https://gof.vkplay.ru/.