
Руслан Самылин: “Расти в профессии — как прокачивать персонажа в игре”
Тестировщик Руслан Самылин работает в BYTEX почти три года. За это время он зарекомендовал себя как компетентный, целеустремленный и ответственный сотрудник, которому по плечу любая задача. В послужном списке: опыт работы более чем на 20 проектах, руководство 2 командами тестировщиков, сотни найденных и описанных ошибок… Еще одно качество, которое можно выделить у Руслана — его работоспособность: он не боится брать на себя дополнительную нагрузку и совмещать руководство сразу над несколькими проектами, с чем с успехом справляется. Об отношении к тестированию, прокачивании профессиональных скиллов и о том, как нейросети помогут в нашей работе — читайте в материале.
Как судьба свела тебя с командой BYTEX?
Тестированием компьютерных игр я занимаюсь, можно сказать, с четырех лет — когда взял в первый раз в руки портативную игровую консоль, в народе более известную как “тетрис”, и попытался “сломать” игру методом манки-теста рандомно нажимая на кнопки. Лет в шесть дома появилась Sega Mega Drive 2 — играли всем двором в легендарную Dune 2 и другие игры. Первой игрой на ПК стала «Гарри Поттер и Кубок Огня», потом появились «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», «Казаки», а самой любимой в то время была серия лего-игр от студии Traveller’s Tales. Интерес к IT не ограничивался только видеоиграми, хотелось развиваться в отрасли. Поэтому после 9 класса я поступил на факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования при МГУ им.Огарева на специальность «Программирование открытых систем». В BYTEX пришел работать по совету мамы (а мама, как известно, плохого не посоветует). Через неделю после получения диплома уже сидел в конфигурационной лаборатории.
Каков путь профессионального становления тестировщика?
Огромный плюс работы в BYTEX — ты очень быстро становишься частью коллектива. Непринужденные отношения с коллегами, по большей части — сверстниками, внимание и советы руководителя проекта, чувство ответственности за выполнение общей важной задачи — позволяют почувствовать стажеру свою нужность в компании с первых дней. Пока новичок только нарабатывает опыт и осваивается, он выполняет понятные, несложные задачи, с которыми можно справиться даже без особых навыков. В это время он учится находить и правильно описывать ошибки, работать со специальными программами и документацией, готовится к аттестации. Все это под руководством умелых и понимающих коллег. А интересные тимбилдинги, которые регулярно проводятся в BYTEX, помогают одновременно отдохнуть и пообщаться с ребятами вне работы.
По мере наработки опыта, тестировщикам поручают все более сложные задачи. Доверяют проекты, где нужно не только описывать баги, но и выявлять их приоритетность, видеть и указывать скрытые ошибки. Здесь уже не обойтись без тщательного изучения документации и регулярной поддержки связи с заказчиками. Со временем тестировщик в BYTEX вырастает до профессионального специалиста по контролю качества игрового продукта, а вместе с навыками растет и его зарплата.
Я могу сравнить работу в тестировании игрового ПО с прокачкой персонажа в ролевой игре: в начале пути твой герой обладает ограниченным набором скиллов, но потом игрок начинает разбираться в тонкостях процесса — нарабатывает опыт, прокачивает дерево навыков. То же самое и в нашей работе: каждый новый день как новый уровень в игре, в котором можно заработать очки или получить ценный лут, заняться совершенствованием какого-то особого умения и затем перейти на следующую ступень развития. Увлеченные геймеры меня поймут — как сложно порой бывает оторваться от любимой игры, как стремишься сделать своего перса особенным и сильным, какую гордость чувствуешь за имбового героя, невзирая на затраченные усилия. Также растет и профессионализм тестировщика.
Что отличает хорошего тестировщика?
Опытный тестировщик, который хорошо понимает свою работу и особенности проектов, может интуитивно чувствовать слабые места, где нужно первым делом проверить ошибки. Например, тестируя шутер, специалист обратит особое внимание на текстуру оружия, потому что у него есть база знаний и в предыдущих подобных проектах часто можно было отметить баги во внешнем виде предмета в руках протагониста. Еще одно качество профессионального тестировщика — всегда знать, где можно найти решение проблемы, будь то интернет-форум, или знакомый коллега, который уже сталкивался с подобными вопросами. Компетентный тестировщик, работая над проектом вносит в него и творческую составляющую — оптимизирует процессы, поддерживает рабочее настроение в команде, передает свой опыт и помогает другим тестировщикам.
QA-специалист должен уметь многое — разбираться в документации, умело описывать ошибки, иметь представление о компьютерном коде, обладать софт-скилами, чтобы наладить эффективную работу внутри команды и донести информацию до коллег и заказчиков. Если продолжать сравнивать тестирование с ролевыми играми, то проапгрейдиться в нашей работе можно в самые разные ветки развития.
Как относишься к использованию ИИ в тестировании?
Нейросети и искусственный интеллект в будущем ощутимо помогут в тестировании. Например, Chat GPT, проанализировав документацию, сам распишет кейсы для сотрудников, затратив на это минимум времени. Возможностей нейросетей нужно не бояться и брать на вооружение в работе. ИИ и автоматизация не смогут полностью заменить квалифицированного тестировщика с опытом. Но помогут справится с рутинными задачами, где можно обойтись без человека. Это освободит время для более детального изучения тестирования, совершенствования методологии, составления документации. В общем — нам работы хватит.