Один день из жизни тестировщика
Шагая на работу в понедельник утром, старший тестировщик Миша был в прекрасном настроении. Еще бы! Хорошо отдохнул на выходных, отоспался, сходил в кино с подругой, заказал запчасти для своего шоссейника, заготовил домашних настоек (по секрету скажем, что, ко всему прочему, есть у него и такое хобби) — короче, все успел. Не успел только послушать новый альбом одной из множества любимых групп. «На работе послушаю», — думал он по пути.
Вот и родной офис. Писк электронного замка, крутые ступеньки, раздевалка; рюкзак на вешалку, обед — в холодильник на кухне… Быстрее, быстрее! Миша пришел рано, и в офисе ему почти никто не встретился. В его отделе тоже никого не было. Включив все компьютеры (так принято), он уселся за монитором, надел старенькие «Зеннхайзеры» и собрался было насладиться музыкой, но не тут-то было. Windows 10 принялась устанавливать очередные обновления, а Миша по своему опыту знал, что это надолго. «Пойду кофе сделаю, да покурю», — решил он. Бросить курить никак не удавалось — он и его коллега бились над этим несколько месяцев.
Типичный для офисного работника утренний рацион-моцион занял минут десять. К этому времени в отдел подошли коллеги. Миша поздоровался с ними, но решил пока не обсуждать прошедшие выходные. «Это всегда успеется», — рассудил он. Оживленной беседе он предпочел наушники. Тимлид задерживался, а значит, можно было наконец-то начать знакомство с альбомом.
В наушниках едва отыграло многообещающее «интро», как в кабинет зашел тимлид. «Доброе утро, — поздоровался он со всеми и протянул руку Мише, сидящему ближе всех к двери, — здорово, Петрович». В последнее время Мишу стали называть по отчеству; ему это нравилось, но он не подавал виду, даже иногда ругался. «Обновляем билды, готовимся к приемке», — с ходу сказал тимлид. На выходных он, как всегда, общался с разработчиками и знал, что свежие версии приложения залиты с вечера воскресенья.
Петрович слегка расстроился — музыку придется отложить. Приемочное тестирование (Acceptance Testing) — это святое у тестировщика. Вообще, у нас ко всему относятся с должным почтением, ведь ответственности требует любой вид работ: регрессионное тестирование, функциональное тестирование, тестирование производительности и локализации, тестирование стабильности и нагрузочное тестирование, тестирование интерфейса и совместимости, позитивное и негативное тестирование… В конце-концов, даже скриншоты у нас снимают не абы как, а вдумчиво, чтобы получилось сочно и красиво. Но приемочное тестирование стоит особняком. Оно требует максимальной концентрации — не дай бог чего-нибудь пропустить. Никаких шуток, анекдотов, баек, музыки и радио — только документация и проверяемое приложение.
Тимлид быстро распределил задачи. Один тестировщик ушел в соседний отдел проверять работу приложения на iMac, другой — на Linux. Остальные, в том числе тимлид и Петрович, начали приемку с режима совместного прохождения — наиболее критичные ошибки гнездились там. Разумеется, об альбоме не могло быть и речи. Просто играть в кооператив без связи, в принципе, можно, но тестировать его молча никому и в голову не придет.
Проверка совместного прохождения незаметно заняла полдня, закончившись ровно в обед. Большая часть критичных ошибок была исправлена, некоторые баги видоизменились, и для их воспроизведения требовались уже другие действия. Петрович сделал последние заметки в рабочий блокнот и ушел на кухню обедать. У микроволновок, как всегда, толпились коллеги, и Петрович, запланировав сыграть в обед в World of Tanks, решил обойтись без разогрева, благо, обед у него был вегетарианским.
В обеденное время люди в нашей компании занимаются тем, чем хотят. Одни спят на диванах в комнате отдыха или раскиданных повсюду ламзаках, другие рубятся в настолки, третьи за рабочими местами играют взводами в какие-нибудь танки, разные сетевые шутеры или MOBA-проекты… Играть за рабочим местом, к счастью, разрешено не только в обед, но и после работы — оставайся и играй, сколько хочешь. Петрович предпочитал белорусские танки (а иногда — сон). Двое коллег с его отдела гоняли в Paragon, тимлид проходил Dishonored, а сосед читал новости, одновременно мучая эспандер.
В танках сегодня не везло: слив за сливом. Настроение Петровича ухудшалось, и он даже обрадовался, когда закончился обед. Оставалось проверить режим PvP, и приемка готова: документацию заполняли параллельно с прохождением кооператива.
Тестирование PvP в отделе любят все. Как правило, несколько сессий играют азартно, для удовольствия, не обращая внимания на баги, а то и вовсе пользуясь ими (правда, аккуратно фиксируя все в блокнотах во время загрузки). Стреляет Петрович неплохо, и сейчас он хотел отыграться за танковые сливы. Так и вышло. По киллам Петрович лидировал, а в последнем бою довел коллегу до белого каления, целенаправленно убивая только ее. Не следует описывать то, что творится в отделе во время тестирования этого режима: шум, крики, а порою — и крепкие словечки. Всякое бывает.
Пара часов ушла на игру и тестирование PvP, еще час потребовался на завершение приемки билда. Тимлид принялся за оформление отчета, а у тестировщиков появилось своего рода свободное время — каких-то конкретных задач не было. Все ушли играть в PvP, пытаясь воспроизвести редкую ошибку. Петрович наконец-то включил свою музыку — теперь, после напряженной приемки, можно было чуть-чуть расслабиться. Впрочем, не до конца: попутно он отправил в баг-трекер полдесятка свежих ошибок, прочитал корпоративный блог, составил список задач на завтра…
Уходил Петрович с работы вполне удоволенный. У него выдалось сегодня много удач: прослушал новый альбом, который к тому же оказался хорошим; успешно завершил со своим отделом приемку, новых багов доставил разработчикам, в PvP сыграл неплохо; а по дороге домой зашел на почту — джинсы из США доехали.
Прошел рабочий день, не только ничем не омраченный, но и вполне счастливый. Как, впрочем, и всегда. Таких дней в его жизни было девятьсот восемьдесят пять — почти три года работал он тестировщиком (и уже полтора года как старшим).