11.08.2017 Свои люди

Алёна Карасёва: «Саранск богат самородками, и мы готовы раскрывать их потенциал!»

Мы встретились под сенью олив Саранска. И повели неспешные разговоры. За плечами Алёны великий опыт, а на плече нарядная бабочка. Мало того, что Алёна специалист широчайшего спектра, она ещё и супруга Дмитрия Карасёва — генерального директора компании. Идеальная возможность вызнать все тайны «Байтэкса»…

Алёна, на твоих глазах и при твоём живом участии рождался «Байтэкс». Ширился, укреплялся сотрудниками, богател опытом и техническим потенциалом, боролся с трудностями и обретал нынешние очертания. Расскажи об основных этапах становления компании.

История наша богата вехами и людьми. Как пламя рождается из искры, так и «Байтэкс» рождался в далеком 2003 году из горячей энергии двух друзей — Дмитрия Карасёва и Алексея Фомичёва. Начало было сложным как с технической, так и с финансовой стороны. Найти профессиональных и увлечённых играми программистов в Саранске возможности не имелось. А требовалось создать и клиентскую, и серверную часть игры. Сторонних инвестиций не поступало, но вера, адский труд, упёртость Алексея и Дмитрия привели к успешному запуску на российском рынке первой онлайн ККИ — «Берсерк-Онлайн».

В 2004-2005 годах набирались обороты, расширялся контент, появлялись новые сеты, игровое сообщество оказывало максимальную поддержку нашему, как это сейчас модно говорить, стартапу. Новизна, популярность проекта и отсутствие аналогов на российском рынке заинтересовало в 2005 году компанию Mail.ru. В итоге игра запустилась на games.mail.ru. До 2010 года проект приобрёл огромную популярность, проходили частые встречи с игроками — Нижний Новгород, Петербург, Смоленск, Саранск, Казань, Кипр… Игра взрослела. Запустилась в Германии, в Испании. Команда разработчиков пополнялась новыми специалистами из разных областей России — Серов, Самара, Омск, Ижевск, Санкт-Петербург… Неизменным оставался лишь директор и идейный вдохновитель компании — Дмитрий Карасёв.

В 2011-2012 годах «Байтэкс» разработал и издал новые игры: «Берсерк: Катаклизм», «Берсерк: Возрождение» и «Берсерк: Эволюция» на социальных и мобильных платформах. Клиент писался на рискованных в тот момент технологиях — html5, JS.

2012 год принёс компании новое и интересное направление развития — появился отдел QA. Первоначальный штат насчитывал лишь двух специалистов, но качество и скорость предоставляемых услуг высоко оценивалась партнерами и заказчиками компании. Рос штат тестового отдела, и в 2017 году мы пересекли рубеж в 100 специалистов. Освоили тестирование бизнес-проектов и игр на PC, мобильных платформах, тестировали проекты VR-технологий. Создали уникальную лабораторию на 1500 PC-конфигураций.

Отдел разработки и сейчас продолжает неутомимо работать над web-проектами, создает прототипы новых игр, запускает мобильные приложения. Расширяется число партнеров компании. Сегодня у нас имеются обучающие курсы, внутренняя школа, блог Game.STR. Сотрудники компании выступают на множестве выставок, преподают курсы для IT-компаний, читают лекции в ВШБИ, пишут игровые и технические статьи.

А была ли у тебя на первых порах личная увлеченность происходящим, или супруг строго сказал: «Надо!» и стукнул кулаком по клавиатуре?
Было немного иначе. На момент моего вливания в «Байтэкс», я работала администратором салона в Интернет Доме. В мои обязанности входило руководство небольшой командой специалистов, обслуживание и администрирование компьютерного салона в 20 рабочих станций, помощь в организации и технической поддержке в проведении турниров в рамках молодой диаспоры мордовских кибер-игроков. А перед сном почитывала романтические новеллы PHP, ASP. Потом поступило заманчивое предложение перейти в отряд программистов. В то же время Дмитрий вечерами рисовал в блокноте ветвистые дороги на белоснежных листах компании, указывая пальцем на поворот с надписью «Байтэкс или другой «совместный проект». После длительных бесед было принято решение попробовать, и я поднялась на первую ступеньку компании в должности оператора технической поддержки игры «Берсерк-Онлайн». Кулаком Дмитрию стучать не пришлось.

Как скоро «вошла в тему» и какая у тебя была базовая подготовка? Где училась?

Входить было несложно, коллектив поддерживал и помогал на каждом шагу, но не забывая при этом подкидывать всё новые и новые задачи. Сложнее было освоиться с множественным мнением игроков, с их тучей вопросов и с механикой игры. Справилась и с этим. Базовая подготовка, говоришь? В 2000 году закончила факультет электронной техники МГУ. В рамках дипломного проекта разработала СУБД для Пенсионного фонда. Далее стоял выбор: образование или работа. От университета поступило двойное предложение — пойти в аспирантуру на исторический факультет и второе — на кафедру АСОИУ. В рамках диссертации разработать электронную библиотеку МГУ.
На тот момент жажда практических знаний и финансовая составляющая поставили образование на второй план. Я начала работать в Центре Интернет при МГУ и затем в Интернет Доме.

Параллельно с основной работой организовали и запустили с Дмитрием выпуск региональной газеты «Компьютерра+Мордовия». Получалось неплохо — писали статьи, верстали газету. В «Байтэкс» начала работать с позиции технической поддержки. Со временем круг обязанностей и объем выполняемых работ расширялся, менялись должности — менеджер проекта, руководитель отдела разработки. Совместно с командой профессионалов создали несколько игр с этапа написания DSS до выхода в релиз и дальнейшей поддержки проекта на мобильной и PC-платформах. Было интересно изучать новые направления от геймдизайна до маркетинга. А с появлением нового отдела тестирования перешла в должность его руководителя. Благодаря команде и вере директора, освоили множественные виды тестирования, платформы. Местами дошли до реверс-инжиниринга.

Как впервые познакомилась с компьютерными играми? Есть ли предпочтения, хватает ли времени играть во что-то, не задумываясь о работе?

Это было в 1997 году. Моя первая любовь — Settlers. Сейчас катастрофически не хватает времени. Успеваю за плечами сына и супруга небольшими дозами знакомиться с новинками. Сама стараюсь немного лечить в Overwatch, стрелять в Blitz, практиковаться в алхимии.

«Байтэкс» для тебя — это большое семейное дело, которое хотите передать правнукам и праправнукам или обычная работа на текущий момент?

«Байтэкс» — наш второй ребенок.

Так сложилось судьба, что запуск первого игрового сервера «Берсерк-Онлайн» произошёл в День рождения нашего сына. Поэтому любовь к компании, её людям и проектам сравнима с материнской. Сынишка максимально старается нам помочь в развитии компании, дать подсказку, совет и первым стоит в очереди на фокус-тесты. Воспринимаем ли мы «Байтэкс» как работу? Нет, это наше общее дело.

Штат компании множится с каждым днём, и даже Глава республики отметил наградой за «Развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы». А ты знакома лично с каждым сотрудником? Стараешься ли поближе узнать людей?

Знакома, практически, с каждым. Большая часть собеседований в отдел тестирования проходит при моем участии. Совместно с командой мы изучаем портфолио соискателя. Обсуждаем не только профессиональные навыки и компетенции, но и его способности к работе и адаптации в уже сложившейся команде. В компании проходят разноплановые мероприятия: спортивный тимбилдинг, игровые турниры, вечера с «настолками» или просмотр видеофильмов. У нас даже своя футбольная команда имеется!

В рамках образовательных курсов английского языка, доступных для каждого сотрудника, интенсивов, мастер-классов мы знакомимся с коллективом чуть ближе. Очень тепло проходят корпоративы с массой конкурсов и танцевальных флешмобов. У нас действует негласное правило — все сотрудники общаются с администрацией на «ты» и могут в любой момент обсудить вопрос с руководителем отдела и директором.

Вы не забываете и о социальной ответственности, участвуете в благотворительности, финансируете школьные олимпиады, сейчас приехали с дарами к батюшке Александру… Это порыв огромного сердца «Байтэкса» или необходимость, вызванная влияниями времени?

Конечно же, всё от сердца! В прошлом году посещали детский дом на территории Мордовии. Инициатива пришла от сотрудников. Без каких-либо намеков на обязательность мероприятия все принесли подарки для детей. Это было очень трогательно и приятно. Каждый год проходят олимпиады по спортивному программированию на площадке МГУ. «Байтэкс» всегда оказывает спонсорскую поддержку талантливым студентам и школьникам, предоставляет в жюри мероприятия своих сотрудников.

А ещё считаю важным шагом для поддержки национальных традиций республики запуск на мобильных платформах англо-русско-мордовского разговорника и словаря. Предложение выпустить подобное приложение поступило от директора, а сотрудники проявили личный интерес. Инициатива сотрудников — основной двигатель многих процессов в компании.

С какими городами сотрудничаете, с какими странами?

И со странами, и с континентами! Европа, Азия, Америка, Австралия. Число стран… чуть более тридцати. Разница в часовых поясах не вызывает проблем — гибкость работы команды в разные смены позволяет организовать все процессы с учетом пожелания заказчика.

На высокий уровень поставлен процесс обучения сотрудников… Расскажи об этом подробнее.

Основная миссия компании — постоянное повышение качества предоставляемых услуг. Поэтому базис — это обучение. Один из самых крупных отделов — отдел тестирования. К сожалению, на рынке труда Мордовии отсутствуют квалифицированные кадры этого направления. Поэтому в компании разработан полный, всесторонний обучающий цикл. Существует система кураторства. В этом году обучающая программа претерпела глубокую модернизацию: разработанные курсы позволят сотрудникам смотреть на рабочие процессы не с плоскости узкой специализации, а более обширно и разносторонне. Налаживается учебная программа и с ВУЗами республики.

А где расположены ближайшие конкурирующие фирмы? В Мордовии нет похожих организаций?

Стараемся не рассматривать соседние IT-компании в качестве конкурентов. Всегда ищем пути для совместных работ и обмена имеющимися наработками. А в Мордовии нет подобной IT-компании, предоставляющий такой разноплановый объем услуг. Что касается отдела тестирования, то он один из самых крупных на территории Поволжья.

Оглядываясь назад, какие видишь ошибки, промахи?

Это, скорее, не ошибки, а опыт. Все было сделано правильно и своевременно.

Прекращаются ли за ужином служебные разговоры? Или же суровый генеральный директор продолжает планёрку?

Это самый сложный вопрос. Конечно, работа не остаётся на работе. Многие диспуты, обсуждения и планирования проходят под крышей дома. Каждый раз ставим перед собой цель оставить работу в офисе, но не всегда это получается.

Как любишь отдыхать? Бывают ли выходные? Не хочется ли забросить в море планшет и выпить винца без гаджетов?

Отдыхать люблю. Пока получается только раз в год. Но это уже достижение! Во время становления компании отпускные дни приходили к нам раз в пять лет. Сейчас проделана большая работа, подрос профессионализм коллектива, так что надежные тылы дают возможность немного расслабиться. Из предпочтений хочу отметить гостеприимную Грецию. Как только намечается отпуск, выбираем новый греческий островок, благо их великое множество, и окунаемся в древнюю культуру и историю Греции. Бывают и выходные, но и они отчасти проходят в рабочих процессах.

Каким видится будущее компании? Планируются ли филиалы по стране и миру? Разместятся ли тестировщики на околоземной орбите? Есть ли вообще мечта об освоении космического пространства?

Мечт много, целей ещё больше. Конечно же, хочется изучить Галактику и открыть на каждой планете, на каждой звезде маленький филиал «Байтэкса». Но вернёмся к земным реалиям. Планируем в ближайшем будущем запустить подразделение консольного тестирования, расширить штат и масштаб проектов для команды локализации. Увеличить число издаваемых игровых и бизнес-приложений в отделе разработки. Филиалы в соседних республиках пока не планируем открывать — Саранск богат самородками, и мы готовы раскрывать их потенциал!

  • Tweet
  • Share 0
  • VKontakte