GameDev IT Management \ S01E01 — LAN

В наше время чуть ли не каждый знает, как управлять IT-инфраструктурой в организации. Действительно, IT-management проделал достаточно долгий путь, чтобы стать состоятельным и в меру эффективным. У ИТ-руководителя есть хороший инструментарий, чтобы грамотно построить работу: проектное управление, процессный подход, ITIL, ITSM, стандартизация и унификация и много чего ещё. Тем не менее, практика показывает, что встречаются и нетривиальные ситуации, в которых работоспособность и применимость этих методов в принципе ставится под вопрос.

Большая часть моего предыдущего опыта управления ИТ-инфраструктурой выпала осенним листом на землю, когда я пришёл в «Байтэкс». Одной из причин стала высокая динамика в инфраструктуре, связанная с особенностями производственного процесса. В этом самом процессе меняется не только конфигурация рабочей станции, но зачастую и её положение в подразделении, а нередко — и между подразделениями.

 

Как часто в вашей практике меняется количество портов СКС или рабочие места «скачут» по зданию, между зданиями? У нас — часто.

 

В определённый момент в одном из подразделений потребовалось увеличить количество рабочих мест на шесть единиц. (О самих этих рабочих местах, подборе оборудования под них и их закупке — отдельная история.) Казалось бы, проблемы прокинуть еще несколько кабелей витой пары — совершенно никакой. Но, как известно, «дьявол кроется в деталях». А детали таковы: кабель каналы забиты под завязку, пройти через стены в имеющиеся отверстия возможности нет, пробивать новые отверстия — не вариант.

В качестве решения поступило предложение отречься от канонов прокладки СКС с оптикой между этажами и медью на одном этаже, установить коммутаторы уровня доступа непосредственно в “производственном цеху” и подключить их к агрегирующему коммутатору оптикой. Т.к. расстояние между узлами было невелико, около 30 м, решили обойтись оптическим патч-кордом и соответствующими SFP модулями.

Был ещё вариант протащить нормальный такой себе ВОЛС (для непосвящённых эта магическая группа кириллических символов расшифровывается как волоконно-оптическая линия связи, так что теперь и ты, мой любезный читатель, можешь козырять этой волшебной аббревиатурой). Но оптический кабель пришлось бы гнуть в самых неприличных местах, а он к этому всегда относится скептически, особенно при сильном изгибе. Кроме того, его же, родного, пришлось бы ещё оконечивать оптическими кроссами с обоих концов (оптический кросс — это такая коробочка, в которую оптический кабель входит, но, в отличие от небезызвестного шарика, уже из этой коробочки не выходит, а заканчивается на её передней панели специальными соединительными разъёмами для последующих подключений). Выглядит оптический кросс снаружи примерно вот так:

 

Финальным недостатком этого решения была необходимость привлечения сторонних специалистов вместе с оборудованием, необходимым для работы с оптическим кабелем. А это, как вы понимаете, не всегда уместно, если есть возможности попроще и получше.

В ходе работ были перекроссированы все необходимые порты и скроссированы новые, в дополнительной напольной башне расшиты новые порты, установлен новый телекомшкаф, в который перенесена пара патч-панелей и один коммутатор, установлен новый коммутатор.

На фото: задняя часть патч-панели, в которую умелыми руками системных администраторов (и по совместительству монтажников) зашивается кабель.

Предполагаю, что здесь следует сделать некоторые пояснения, т.к. для части читателей такие слова как «перекроссировать», «патч-панель» и некоторые другие могут означать комбинацию из трёх известных букв, сопряженных с «ня». Так вот, в художественном смысле, мы сначала смело рубанули мачете (не уверен, что им, скорее всего, всё было менее прозаично и использовался другой инструмент) по пучку кабелей витой пары, который был предварительно извлечён из кабель-каналов. Это не был слепой удар судьбы. Место и время отсечения было подобрано с филигранной точностью.

После хирургической части отрезания лишнего жалкие остатки кабеля от места сечения до патч-панели в серверной были извлечены из кабель-канала. В то же время от этого же кабеля были отсечены и сами две патч-панели, которые должны были впоследствии переместиться в новый шкаф. Что они в итоге и сделали. Поскольку из кабель-каналов на участке «серверная-местоХ» было извлечено всё содержимое, потребовалось заполнить образовавшуюся пустоту. Именно для этого и был употреблён оптический патч-корд (даже два). Конечно, он не восполнил всей утраты кабель-канала. Но стоит признать, что он там был совсем не для этого, ибо… ибо… В отличие от известного охотника за чужими стульями, у меня здесь как раз есть что сказать, ибо проложив патч-корд в освободившийся кабель-канал, мы приблизились к вожделенной цели обеспечить устойчивой и качественной связью нашу «тестовую».

Дело оставалось за малым: зашить оставшиеся от обрезания концы витой пары в патч-панели, установить коммутаторы в шкаф, патч-кордами разных цветов (совершенно необходимо, чтобы патч-корды были разных цветов для появления глубокомысленных вопросов типа “Why?” и более радостного настроения) соединить порты коммутаторов с портами патч-панели, замкнув порочную связь, настроить должным образом коммутаторы. Всё это с успехом и в достаточно короткие сроки было исполнено нашими специалистами в количестве трёх человек под моим чутким и неусыпным руководством.

В итоге имеем один аккуратный шкафчик с двумя коммутаторами доступа и новые рабочие места, которые имеют доступ по 10 Гб/с (можно, конечно, и до 20 поднять, потому как ещё одну оптику на резерв положили, но пока такой потребности особо нет). На всё про всё ушёл один рабочий день (условно рабочий, потому как пришлось работать в выходной, чтоб не останавливать основное производство). Ни один системный администратор в процессе и в результате не пострадал.

Текст: Александр Руденко, руководитель отдела ИТ, Bytex

  • Tweet
  • Share 0
  • VKontakte