Александр Торговкин: «Молодежь у нас инициативная и креативная!»
«Учиться, учиться и еще раз учиться», — упрямо повторял дедушка Ленин. А в нашей организации это твердит днем и ночью человек-энциклопедия Александр Торговкин. Как обстоят дела с образованием внутри компании? Что за навыки получают на «курсах молодого бойца»? Как поощряется инициатива? Какие грядут перемены и кто убил Кеннеди? Мы поговорили с Руководителем отдела образовательных программ компании BYTEX об учебном процессе, сотрудничестве с вузами республики и прочих наполеоновских планах.
Александр, наша компания растет с каждым часом. Обновляются технологии, появляется ультрасовременная техника, умножаются задачи, ширится география заказчиков, рождаются свежие проекты, увеличивается и молодеет штат. Ты — один из людей, отвечающих за образование. Как можешь оценить подготовку коллектива в целом?
Совсем неподготовленным людям сложно работать в нашей компании. Поэтому в BYTEX делается все, чтобы человек, который приходит на работу, сразу чувствовал себя членом коллектива. У нас хорошо работает система наставничества. Сотрудники с радостью ответят на любой вопрос, все покажут и расскажут. Кроме того, новый сотрудник сразу же отправляется на свое первое обучение, где опытный преподаватель даст ему необходимые на первое время знания и поможет приобрести нужные навыки. Компания очень быстро развивается, и недостаток сотрудников, при очень слабой «текучке», имеет место. Например, до конца этого года мы готовы принять на работу еще 100 человек, которых уже ждут интересные проекты. И эти интересные проекты подразумевают наличие глубоких знаний в разных направлениях, поэтому мы и внедряем сейчас внутреннюю программу обучения из нескольких модулей и разных уровней, которую обязательно проходят все сотрудники без исключения.
Как ты сам лез на вершину мудрости? Где точил зубы о научный гранит и продолжаешь ли это делать?
Считаю, что людей, залезших на эту вершину, почти и нет. Я еще точно не совершил этого восхождения. Но, говоря серьезно, мне нравится учиться. Порой кажется, что этот процесс не имеет конца и края. По первому образованию я инязовец. И учился, и преподавал на факультете иностранных языков довольно долгое время. Кроме того, закончил экономический факультет. Потом была Президентская программа, курсы ВШЭ, учеба в Германии и еще много чего, что сразу и не вспомнишь. Новое узнавать всегда нужно и полезно.
С недавних пор у нас введены «Курсы молодого бойца», где в течение трех дней можно получить с помощью преподавателей представление о тайнах тестирования и узнать основы специализации. Расскажешь об этом подробнее?
Я уже упомянул про внутреннее обучение. Вот первой ступенью как раз и являются «Курсы молодого бойца». Правда, тайн на них еще никто не раскрывает. Это, скорее, курс, который позволяет новому сотруднику понять, чем ему предстоит заниматься и получить знания о том, что и как устроено в компании. По большому счету, это такой интенсив, помогающий быстрее влиться в коллектив и получить базовые знания о профессии. А вот когда человек начинает свой трудовой путь в BYTEX, за него плотно берется наша Школа, где он (или она) уже проходит несколько этапов профессиональной подготовки.
На курсы волен придти любой человек с улицы или нужны рекомендации?
Устроено все немного по-другому. Сначала «человек с улицы» приходит на работу в компанию. И если во время собеседования он и мы понимаем, что ошибки в выборе места не было, отправляем на курсы в обязательном порядке. А вот особых рекомендаций никто не требует.
У нас все очень демократично. Если есть желание работать — приходи, не пожалеешь.
Каждый ли способен понять предлагаемую информацию или приветствуются базовые знания, определенная подготовка? Иными словами, достаточно ли одного весомого желания ученика?
«Курс молодого бойца» проходят люди, только-только начинающие свой трудовой подвиг, поэтому, как правило, специальной профессиональной подготовки у них нет. Конечно, желательно отличать монитор от системного блока, а клавиатуру от мышки, знать, что есть разные игры, в которые играют миллионы людей, и что они бывают разных жанров. Такая «подготовка» есть сейчас у каждого. Мы плотно работаем с образовательными заведениями, где наши преподаватели читают курсы, которые являются частью учебного плана. Эти студенты проходят у нас практику, и большая часть остается работать в компании. Поэтому подготовка начинается задолго до появления в нашем офисе. Если же человек — опытный программист, тестировщик или художник, это большой плюс. Правда, такие сотрудники проходят у нас совсем другие курсы.
Насколько современно нынешнее техническое оснащение классов? Есть ли все необходимое для полноценного обучения?
В данный момент у нас функционируют 2 класса, которые оборудованы всем необходимым для проведения теоретических и практических занятий: от современных компьютеров до мультимедийных проекторов. Занятия устроены так же, как и в любом учебном заведении, только вот в перерывах между лекциями кофе, чай и печеньки у нас бесплатные для всех. Компания растет, и совсем скоро мы откроем еще один класс, где практику будут проходить одновременно до 30 человек.
В чем основные недостатки и минусы приходящей молодежи? Где пробелы? На что соискатели должны обратить внимание?
Ну, я еще недостаточно стар, чтобы критиковать современную молодежь. Мир меняется, меняются и люди. Сейчас многие ребята хотят все и сразу. Большую зарплату и дом на берегу Женевского озера. Хорошее желание. Но нужно понимать, что для этого необходимо трудиться и уметь делать то, что могут не все. Открою секрет. В «Байтэксе» существует очень продвинутая система мотивации и стимулирования. Средняя зарплата у нас выше, чем по республике, а если сотрудник проявляет инициативу, старается сделать чуть больше, чем написано в должностной инструкции, это всегда поощряется дополнительно. Как в любой большой компании, уже появляются семейные ячейки, которые работают над достижением своей мечты вместе. Руководство компании выплачивает дополнительные средства, если молодые люди решают связать себя узами брака, или у них рождается ребенок. У нас постоянно проходят совместные мероприятия, инициируемые «снизу» — турниры, праздники и другие события для укрепления командного духа и общения не только в рабочей обстановке. Так что молодежь у нас хорошая, активная, креативная и инициативная.
Чем удивляли ученики? Встречались ли оригиналы, превосходящие по объему знаний преподавателя?
Мы ведь не говорим о внешнем виде? Кстати, у нас в этом смысле полная свобода. Сотрудники, в целом, не ограничиваются в выборе своего имиджа (ну, конечно, не допускается то, что противоречит законодательству России). А по поводу объема знаний… Понимаешь, теоретические знания — это, конечно, хорошо, но нам важно, как человек может применить их на практике. А для этого все же нужен некоторый опыт. Наши преподаватели — сотрудники, которые реализовали не один десяток проектов, и этот опыт ими был приобретен в реальной «боевой» обстановке. Поэтому я сомневаюсь, что студентам удастся поразить их до глубины души. Хотя… чем черт не шутит.
А чем отличны углубленные обучающие курсы? Сильно ли они разнятся с курсами для новоначальных?
Сильно. Углубленные курсы дают более основательные знания предмета. На них человек, который должен отработать в компании не менее 3 месяцев, приобретает навыки практической работы с инструментарием, получает возможность узнать тонкости профессии, которые никогда не даст теоретический курс. Углубленные курсы — практикоориентированные. Сотрудник после их прохождения способен решать задачи иного порядка. Кроме того, он получает возможность проявить себя и получить более высокую должность.
Высок ли уровень преподавательского состава BYTEX?
Уровень всегда определяется двумя вещами: качеством теоретической подготовки и практическим опытом. Не случайно в ведущих вузах мира практикуется привлечение в качестве лекторов известных бизнесменов, которые могут поделиться со студентами своим опытом и ответить на вопросы о том, как решаются реальные проблемы бизнеса.
Среди наших преподавателей — только те люди, которые имеют практический опыт применения своих знаний.
А опыт у них богатый, иначе бы с компанией не сотрудничали, не побоюсь этого слова, ведущие вузы страны.
А расскажи о сотрудничестве с вузами республики. Важно ли для самих вузов это сотрудничество и чем привлекательно для нашей компании?
Этому вопросу мы уделяем особое внимание. Теоретический уровень базовой подготовки в наших вузах остается достаточно высоким. Мы говорим сейчас не только о студентах с факультетов точных наук, но и гуманитариях. К сожалению, выйдя из стен альма-матер, молодой человек, не имеющий практического опыта работы, с трудом может реализовать свои амбиции. Работодателю нужны люди с опытом, а его-то как раз еще нет. Не секрет, что бывшие выпускники часто вынуждены работать не по своей специальности. Трудоустраивая бывшего выпускника, мы тратим 3-6 месяцев на его подготовку к реальной работе. Поэтому для нас сейчас необходимо начинать поиск и подготовку сотрудников раньше, а именно — в вузах и учреждениях средне-специального образования, с которыми мы активно сотрудничаем. С некоторыми уже заключили соглашения и внедрили свои курсы в их учебный план. Где-то читаем отдельные модули своей программы факультативно, с другими только пытаемся договориться.
Важно отметить, что вузам такое сотрудничество с бизнесом тоже выгодно. Во-первых, вуз должен готовить специалиста желательно в какой-то реальной сфере, а не теоретика широкого профиля. Во-вторых, качество подготовки оценивает руководитель компании-нанимателя, назначая заработную плату (это довольно объективный критерий оценки). Как я уже говорил, зарплата в нашей компании для совсем начинающего специалиста сопоставима со средней зарплатой по республике, а для специалиста, прошедшего дополнительную подготовку внутри компании, существенно выше средней.
Конечно, нам хотелось бы, чтобы учебные заведения республики оперативнее реагировали на запросы бизнес-сообщества. Обоюдная заинтересованность всегда позволяет ускорять многие формальные процедуры. Если она есть (а у нас она есть), это помогает найти способы сотрудничества, если нет, находятся причины, по которым такое сотрудничество затягивается. Мы, тем не менее, смотрим в будущее с большим оптимизмом и уверены, что такое взаимодействие будет налажено. Руководство страны уже заявило о необходимости такого сотрудничества, а также о том, что Россия не придет в «светлое» будущее без построения «цифровой» экономики. Уверен, что руководство учебных заведений понимает важность этого так же хорошо, как и мы все.
Продолжается ли взаимодействие с Высшей школой экономики?
Да. Наши преподаватели уже прочитали ряд лекций и курсов в Высшей школе бизнес-информатики при Высшей школе экономики, и это сотрудничество руководством вуза решено продолжить. Качество материала было оценено весьма высоко. В настоящее время мы готовим более расширенный курс и скоро наши лекторы опять поедут в Москву. Не хотел бы раскрывать все секреты, но сейчас нам поступают предложения от других очень известных вузов страны, которые также заинтересованы в сотрудничестве в сфере образования. В частности, речь идет о модульной программе для магистрантов по разработке игр, тестированию ПО, управлению проектами в сфере IT и так далее.
Часто ли приезжают московские лекторы, чтобы вразумлять местную интеллигенцию? Станут ли эти визиты постоянными?
Мы стараемся, чтобы наши сотрудники получали нужную информацию от людей с богатым опытом в сферах интереса компании. Поэтому привлекаем лекторов из ведущих компаний для чтения мастер-классов. Такие люди неизменно собирают большую аудиторию, а занятия становятся значимыми событиями для наших сотрудников.
Сейчас мы получили согласие от некоторых экспертов о чтении лекций продвинутого уровня на постоянной основе. Я пока не буду называть имен, чтобы сохранить интригу.
Кто из приезжих ученых мужей запомнился особо?
Каждый по-своему интересен. Каждый является специалистом в своей области. Из совсем недавних мне запомнился Дмитрий Долгов, технический продюсер 1С Games Studios. Дмитрий — один из самых авторитетных специалистов в российской игровой индустрии. Таким людям всегда есть чем поделиться, чему поучить, что рассказать.
Какие вообще планы и перспективы у интеллектуального актива BYTEX, какие виды на мир?
Сейчас мы трудимся над созданием еще нескольких учебных программ, открываем новый учебный класс и активно занимаемся привлечением в свои ряды новых преподавателей. До конца года планируем подписать ряд соглашений о сотрудничестве с вузами и другими образовательными заведениями. Думаем «зайти» и в школы Саранска. В общем, задачи стоят большие и сложные! И мы сконцентрированы на них.