PlayerUnknown’s Battlegrounds: путь от восхищения до ненависти

Прошлый год выдался богатым на игровые релизы и подарил геймерам немало проектов трипл-эй класса. Однако PlayerUnknown’s Battlegrounds выделяется на их фоне. Творение от Bluehole произвело фурор на игровом рынке и сделало жанр Battle Royale одним из самых популярных.  Ещё в раннем доступе PUBG стала игрой с самым большим онлайном в Steam и до сих пор держится на первом месте в ТОПе продаж данного сервиса, разойдясь тиражом в 27,4 млн копий.

За 11 месяцев Battlegrounds превратилась из перспективного проекта в игру, средний онлайн которой составляет 2,5-3 млн человек. В данной статье мы проследим путь развития PUBG от разработки до настоящего момента и расскажем о ключевых событиях, связанных с игрой.

Зарождение жанра Battle Royale и Разработка PUBG

Автором жанра Battle Royale является геймдизайнер под псевдонимом PlayerUnknown — Брендан Грин, который взял за основу сюжет японского триллера «Королевская битва» и впервые попытался воплотить его в виде мода для ArmA 2. Проект вызвал повышенный интерес со стороны геймеров, благодаря чему Грина заметили и пригласили работать над режимом King of the Kill для игры H1Z1. Получив существенный бюджет и необходимые ресурсы, геймдизайнер выпустил качественный продукт (не без багов, конечно), сервера которого тут же наполнились людьми.

Над модом для ArmA 2 Грин работал в одиночку, начиная от написания кода и заканчивая обслуживанием серверов.

Популярность King of the Kill закрепила «Королевскую Битву» как самостоятельный жанр, а в стиме постепенно начали появляться клоны от других разработчиков. Брендан Грин стал настоящим новатором, подарив миру совершенно новый геймплей. После работы над H1Z1 с ним связалась корейская компания Bluehole, которая предложила возглавить пост главного дизайнера будущего проекта под названием Battlegrounds.

После обсуждения общей концепции и деталей Грин принял решение возглавить разработку игры. В начале 2016 года он и пара десятков программистов принялись за работу. К следующему году у них уже была готова первая рабочая версия PUBG, которая содержала в себе карту на 64 км², несколько видов оружия, модификации для них, транспорт и редактор персонажей.

Если вначале над PUBG работало примерно тридцать человек, то к началу 2017 года их количество выросло до сотни

Игровой процесс выполнен в классическом режиме Battle Royale. В начале матча 100 игроков высаживаются на карте, ничего не имея в инвентаре и принимаются за поиск оружия и припасов, которые рандомно генерируются на территории. Со временем доступная область на карте начинает сужаться специальным полем, при выходе за которое игрок начинает получать урон. В итоге, к концу матча выжившие сталкиваются друг с другом на маленьком участке, и побеждает тот, кто остается последним. В качестве режимов доступны: одиночная игра, игра вдвоем и отряд (4 человека).

Проведя тестирование, Bluehole устранили самые явные баги, привели Battlegrounds в играбельное состояние и начали продумывать способы продвижения, благодаря которым можно заинтересовать наибольшее количество игроков. Руководство решило выбрать нестандартный способ рекламы и использовать стриминг-сервис Twitch.

Стримеры как способ продвижения

В начале 2017 года представители Bluehole связались с популярными стримерами на Twitch и предложили провести несколько трансляций их тестовой версии Battlegrounds. Уже в первые дни стримов стало понятно, что проект очень понравился как ведущим, так и зрителям, а PUBG плотно закрепилась в ТОПе самых просматриваемых игр, соревнуясь за первое место с League of Legends.

Наряду с этим, Bluehole открыли предзаказ игры в Steam, однако возможность купить доступ к ранней версии PUBG не пользовалась большой популярностью. Дело в том, что разработчики выставили довольно высокий ценник: для российского сегмента предзаказ был доступен примерно за 1800 рублей (~29,99$), а для Европы и Запада за 39,99$. Легко представить недовольство людей, оформивших  его, когда в первый день раннего доступа стоимость упала до 899 рублей (~17,99$).

Параллельно со стримами шло бета-тестирование, в котором одновременный онлайн составлял 20 тысяч человек. При таком показателе PUBG уже могла рассчитывать на попадание в ТОП-30 посещаемых игр Steam

Стримы сделали свое дело, и игроки с нетерпением ждали начала раннего доступа, чтобы лично поиграть в PlayerUnknown’s Battlegrounds.

Ранний доступ

Ранний доступ начался 23 марта 2017 года, и десятки тысяч игроков ринулись в игру. Уже за первые два дня игра возглавила  ТОП продаж Steam, разойдясь тиражом в 100 тысяч копий, а игровые критики рассыпались в комплиментах, ставя игре высокие оценки.

Выпуская проект в ранний доступ, Bluehole рассчитывали за первый год реализовать хотя бы 200 тысяч копий. План продаж был выполнен уже в течение первой недели.

Bluehole были в восторге от ажиотажа вокруг игры, однако стремительный рост онлайна породил немало проблем. Сервера в прямом смысле не справлялись с нагрузками, из-за чего многие геймеры не могли запустить игру, присоединиться к матчу и испытывали существенные просадки FPS из-за большого пинга. Несмотря на то, что у PUBG минимальные системные требования были невысокими, из-за не самой лучшей оптимизации игра работала нестабильно даже на мощных компьютерах.

Bluehole до сих пор не могут решить, какая конфигурация PC является рекомендованной для PUBG

В первые недели раннего доступа разработчики в темпе старались исправить обнаруженные баги и недочеты, а также подключить достаточное количество серверов, чтобы обеспечить стабильную работу Battlegrounds. Выпущенные патчи пошли на пользу, и геймеры смогли наслаждаться игрой, но проблемы с оптимизацией и баги всё равно встречались. Аудитория настолько была довольна геймплеем, что прощала все косяки, даже неправдоподобную физику транспорта, которая до сих пор является источником забавных анимаций и роликов в интернете. Средний онлайн PUBG за первый месяц составил 110-120 тысяч игроков.

К началу лета Battlegrounds из просто перспективной игры превратилась в серьезный проект с большим капиталом и огромной фан-базой. Наряду с игровым геймплеем важной частью PUBG стали кейсы с одеждой (Pioneer Crate), которые приобретались за внутриигровую валюту, зарабатываемую игроками в каждом матче. Сами контейнеры на тот момент были недоступны для продажи на торговой площадке Steam, однако выпадающая из них одежда вполне неплохо расходилась в маркете, причем её цена варьировалась в огромном диапазоне. Например, обычные ботинки стоили меньше рубля, а за самую дорогую вещь — плащ, просили 18 тысяч рублей (на данный момент цена за Trenchcoat составляет примерно 25 тысяч рублей).

Некоторые игровые критики считают, что высокий онлайн PUBG объясняется наличием в ней платных контейнеров и одежды. По их мнению, большинство людей играют не ради удовольствия, а ради фарма, в надежде заработать на их продаже.

Во время выставки E3 2017, которая состоялась в июне, разработчики поделились своими планами относительно развития проекта. Стало известно, что к концу года планируется полноценный релиз Battlegrounds на ПК, и открытие раннего доступа на XBox One. В начале осени Bluehole обещали порадовать игроков новым контентом. На конференции впервые была показана система паркура, которую добавили в релизную версию PUBG, и показаны изображения новой карты c пустынной местностью под названием Miramar, которую также планировалось внедрить после выхода из раннего доступа.

К концу лета средний онлайн Battlegrounds уже составлял несколько сотен тысяч, а максимальный показатель близился к миллиону. Bluehole не соврали, и в первой половине сентября действительно подвезли в игру изменения: появилась туманная погода, новые виды оружия, а также примерно в это время была добавлена новая система кейсов. Теперь контейнеры делились на два вида, из них выпадала определенная одежда, а что самое главное — их можно было продавать на торговой площадке в Steam. Нововведения поспособствовали ещё большему росту продаж, причем многие не скрывали того факта, что приобретают игру ради фарма кейсов и их дальнейшей продажи.

Онлайн Battlegrounds уверенно рос, и 16 сентября она установила новый рекорд, став игрой с самым максимальным онлайном в Steam. В тот день наибольшее количество одновременных пользователей в PUBG составило более 1 320 000 человек. Однако наряду с увеличением людей на серверах, начало расти и недовольство. После пары обновлений, вышедших в начале октября, на Bluehole посыпались жалобы на нестабильную работу серверов, ещё более ужасную оптимизацию, чем раньше и огромное количество читеров во время матчей. Более того, с каждым обновлением создавалось ощущение, что в игре появляется всё больше багов. Пользователи Steam начали ежедневно атаковать страницу с игрой отрицательными отзывами, требуя от Bluehole наладить работу серверов и устранить проблемы. Немало геймеров выражало дополнительное недовольство политикой компании, которая явно большую часть времени начала уделять кейсам и вещам в игре, а не её стабильной работе. Отношение к Battlegrounds резко начало меняться от позитивного к негативному.

За октябрь рейтинг обзор в PUBG в Steam сменил свое значение с «Очень положительные» на «Отрицательные»

Несмотря на шквал обрушившейся критики, разработчики не спешили заделывать дыры в коде игры. Они пообещали, что все проблемы и баги будут устранены в релизной версии. Для справедливости стоит отметить, что на протяжении двух месяцев, остававшихся до выхода из раннего доступа, Bluehole всё равно выпускали патчи, которые действительно улучшали FPS и производительность.

За ноябрь и первую половину декабря Bluehole провели несколько открытых тестирований, во время которых любой владелец игры мог зайти на выделенные сервера и опробовать различные наработки. Добавить их планировалось уже в релизную версию. Например, игроки могли посмотреть, как работает система паркура, а также пострелять из нового оружия.

карта Miramar
8 декабря впервые на тестовых серверах стала доступна карта Miramar, на которой геймеров ждали новые виды транспорта и оружия

К декабрьскому релизу PlayerUnknown’s Battlegrounds подошла в довольно интересном положении. С одной стороны, её ежедневный максимальный онлайн составлял практически три миллиона человек, а сама игра уверенно возглавляла список самых продаваемых игр и даже получила награду «Лучший мультиплеер года». Но с другой, немало игроков по-прежнему жаловались на плохую оптимизацию и большое количество читеров.

Ранний доступ на Xbox One и релиз на PC

Открытие раннего доступа на Xbox One состоялось 12 декабря. За первый месяц продаж игру купило примерно 4 миллиона человек. В каком направлении будет развиваться консольная версия Battlegrounds, пока не понятно. Bluehole регулярно выпускают патчи, которые вносят изменения в игровой процесс и призваны исправить ошибки и баги. Нетрудно догадаться, что и консольная версия PUBG не может похвастаться стабильным FPS и непрерывной работой серверов.

Помимо этого, разработчики стараются сделать управление с геймпада максимально удобным, чтобы консольные игроки не испытывали проблем с прицеливанием, стрельбой и управлением транспорта. Несмотря на разное управление и некоторые отличия в игровой механике между версиями на PC и Xbox, очевидно, что они всё равно будут максимально похожи.

концепт-арт pubg
После выхода официального изображения, рекламирующего ранний доступ на Xbox One, один из пользователей Твиттера обвинил Microsoft в том, что они украли его концепт-арт. Компания до сих пор никак не прокомментировала эту ситуацию

Релиз на PC состоялся 21 декабря, и игроки получили доступ к пустынной карте, системе паркура и прочим нововведениям. Как и ожидалось, оптимизация PUBG после релиза была всё также не идеальна, однако Bluehole до сих пор выпускают обновления, постепенно улучшающие ситуацию. Более того, компания активно начала бороться с читерами. В январе на сервера был установлен античит, который за неделю уже забанил примерно полтора миллиона нечестных игроков. Несколько дней назад в игру были добавлены два новых кейса с одеждой, что однозначно порадовало любителей фарма и торговли.

Спустя месяц после релиза стало видно, что ажиотаж вокруг Battlegrounds значительно упал, а немалое количество игроков потеряли интерес к проекту. По данным статистики, примерно 40% людей, купивших игру в период раннего доступа, не запускали её уже длительное время.

Сейчас игроки разделились на три основных лагеря. Одним PUBG надоела, и они уже практически не играют в неё. Вторые испытывают проблемы с оптимизацией и либо спокойно ждут нового патча, либо заваливают Bluehole негативными отзывами. У третьих Battlegrounds идет без особых накладок, и они с удовольствием коротают в ней время.

Релиз PUBG можно считать удачным. После него игра не перестала быть лидером продаж и не растеряла онлайн, а общее количество негатива постепенно начало снижаться после введения античита и январских патчей.

Тестирование PUBG от Bytex

Поскольку игра не обладает хорошей оптимизацией, и даже разработчики не могут сообщить рекомендуемые требования, у многих игроков возникает логичный вопрос относительно PlayerUnknown’s Battlegrounds: какую видеокарту выбрать? Да и вообще, какая начинка системника обеспечивает наиболее стабильный FPS в игре?

Компания Bytex, являющаяся экспертом в области тестирования, просто не могла не обратить внимания на выход из раннего доступа столь популярного проекта и не исследовать релизную версию Battlegrounds с точки зрения производительности. Для эксперимента были собраны четыре конфигурации ПК, отличающихся по мощности. Результаты тестирования можно увидеть в таблице.

Производительность PUBG

Минимальные Средние Рекомендуемые Высокие
ОС: 64-bit Windows 8.1
Процессор: Intel i3-4350
Оперативная память: 6 GB RAM
Видеокарта: Nvidia GeForce GTX 660 2GB
ОС: 64-bit Windows 10
Процессор: Intel(R) Core(TM) i5-7400 CPU
Оперативная память: 8 GB RAM
Видеокарта: Nvidia GTX 960
ОС: 64-bit Windows 10
Процессор: Intel Core i5-7600K
Оперативная память: 8 GB RAM
Видеокарта: Nvidia GTX 1060 3GB
ОС: 64-bit Windows 10
Процессор: Ryzen 7 1700X
Оперативная память: 8 GB RAM
Видеокарта: Nvidia GTX 1070 8GB

Настройки графики внутри PUBG

Отображение ФПС Отображение ФПС Отображение ФПС Отображение ФПС
  На респе: В городе: В поле:   На респе: В городе: В поле:   На респе: В городе: В поле:   На респе: В городе: В поле:
Минимальные 40 47 53 Минимальные 70 82 90 Минимальные 75 92 120 Минимальные 85 110 115
Средние 35 40 42 Средние 60 70 70 Средние 70 103 110 Средние 70 105 118
Ультра 25 17 21 Ультра 38 40 42 Ультра 66 82 90 Ультра 75 79 79

Тестирование показало, что оптимизация в PUBG стала действительно лучше. Даже на компьютере, соответствующем минимальным требованиям, при средних настройках можно увидеть стабильные 35-40 FPS. Остается надеяться, что Bluehole и дальше будут работать над увеличением частоты кадров, и через несколько месяцев Battlegrounds уже будет нельзя назвать «требовательной к железу».

Заключение

Пока трудно предположить, что будет с PlayerUnknown’s Battlegrounds в будущем. Интерес к ней может как окончательно угаснуть из-за так и не решенных проблем с оптимизацией, а может и наоборот, возродиться с новой силой благодаря нескольким удачным обновлениям.

pubg playstation
Ходят слухи, что после окончания раннего доступа на XBox разработчики начнут работу над версией PUBG для PlayStation 4

В любом случае, PUBG уже вошла в историю игровой индустрии как проект, обладавший невероятным темпом продаж, побивший все возможные рекорды по онлайну и активности в Steam, а самое главное, популяризировавший среди геймеров целый жанр – «Королевскую битву».

Текст: Кирилл Шевелев, QA, Bytex