Руслан Балькин: «Я практик, мне близок метод проб и ошибок»
Один из старейших программистов BYTEX — о старте, бесконечном совершенствовании и старости в Карловых Варах.
Когда знаменитый Мастер не пишет очередной код, не ловит в Норвегии скумбрию и не пьет в Трансильвании «Кровавую Мэри», он отвечает на наши вопросы. Начнем, пожалуй.
Руслан, как давно ты в разработке?
С 99-го года. В университете я немножко пересидел в Центре Интернет и в этой связи был вынужден взять академический отпуск. Надо было чем-то заниматься. Начал с того, что писал автоматизацию заполнения Excel-таблицы на Visual Basic и закончил тем, что написал программу для расчёта пределов нормообразования лимита размещения входов.
А какое у тебя образование?
АСОИУ. Но незаконченное. Декан назвал меня пэтэушником и земляным червем. И при этом пророчествовал, что мне не быть инженером.
Брал ли ты важные олимпиады в нежном возрасте?
А то! Благодаря олимпиаде по программированию, я и поступил на ФЭТ. А в 38-й школе, где я учился, меня не пускали на олимпиаду по информатике. Протестуя против несправедливости, я перешел в 4-ю и забрался-таки на Олимп! И хотя не занял никакого места, но обогнал представителя своей бывшей вероломной школы. До сих пор торжествующе хохочу при приятных воспоминаниях!
Потом было второе место на зональной олимпиаде, потом меня позвали вне конкурса на республиканскую и на судьбоносную по информатике, после которой поступил в университет по собеседованию. Очень классная штука! За пять минут поступил. У приемной комиссии меня ждала мать. Она не поверила в мой триумф и пошла искать подтверждение у официальных лиц. А вопросы были, признаться, ну очень легкие.
Стало быть, ты, как папа у Васи, был всегда силен в математике?
Да! И в гуманитарных науках, между прочим, тоже. А вот с геометрией не очень дружил. И в 4-й школе учительница назвала меня на весь класс «мальчиком без пространственного воображения». Так я во второй раз столкнулся с жестокостью этого мира. И с физкультурой была беда. Начал играть в футбол с нашими парнями, но врачи запретили.
Стараюсь больше гулять по тенистым аллеям и слушать музыку сфер.
Так и становятся программистами?
По-разному становятся. У меня, во-первых, отчим занимался системами автоматизации на «Резинотехнике», был начальником отдела, а меня все это интересовало с полутора лет. Я приходил к нему на работу и видел много компьютеров, а за ними много женщин. Я «убирал» женщинам приколы, поставленные юмористически настроенными программистами. Стирал, например, гимн СССР из автозагрузки. А за это они разрешали мне играть в стрелялки.
А в BYTEX когда угодил?
Где-то на первом году жизни компании. У нас был коллектив программистов, и мы немного фрилансили на американских заказчиков. Потом все стали плавно перетекать в BYTEX. А самый многомудрый из нас купил машину своей мечты и уехал на ней в Улан-Батор. Я немного поработал один, но в результате тоже оказался там, где оказался.
История была смешная. На 7 ноября «упал» сервер. Искали, кто может починить. И я взял, приехал и починил. Предложили работу. А когда я пришел в следующий раз, никто почему-то не помнил, что меня звали. Ха-ха! Но с той поры так и работаю.
Научи! Вразуми, как стать разработчиком?
Тут, наверное, есть два подхода. Или читать много-много теоретической информации и потом начать что-то делать. Или набивать шишки методом проб и ошибок. Мне ближе второй вариант. Но везде приветствуется желание и усидчивость!
Программирование, надо полагать, тебе в удовольствие. И на работе, и дома ты можешь сутками просиживать за компьютером…
Это очень сложный вопрос. Программирование бывает разное. Задачи иногда интересные, а иногда не очень. Десять лет подряд писать один и тот же код не так уж увлекательно, это превращается в рутину, не вызывающую возбуждения.
А есть в программировании место творчеству?
Есть место бесконечному совершенствованию. Вот работа инженера — она творческая или нет? Инженер — это человек, который понимает суть вещей, природу вещей, пытается оптимизировать процессы. Кто-то сочтет это творчеством…
Как студентам найти работу программиста? Надо начать делать какой-то проект?
Наверное, да. Если брать фриланс-проекты, то необходимо портфолио. Пусть самый дурацкий проект, самый базовый, но законченный. Можно сделать свой блог, свой сайт, какой-нибудь полезный калькулятор. В мире много вещей, которые можно оптимизировать.
Ты какими путями шел?
Конечно, я читал документацию. В то время было очень плохо и с курсами, и с примерами, и с интернетом. Сегодня возможностей гораздо больше.
А через какое время начал зарабатывать на этом деньги?
Да сразу! Но, совершенно точно, мне понадобилось меньше года. Здесь наличие опыта не самое главное. Главное — начать! Всегда есть, условно говоря, черновая работа, где требуются стажеры, где всегда подтянут. Можно сидеть дома и писать для себя проект, а можно пойти даже на бесплатную или низкооплачиваемую стажировку и учиться на реальном проекте под присмотром знающих товарищей.
Чего тебе не хватало в начале пути?
Да получается, что всего хватало. Но если бы было столько же материалов по программированию, сколько есть сейчас, то дело пошло бы быстрее. Мне приходилось читать какие-то толстые книжки, а сегодня есть готовые примеры по работе с любой технологией, все формулы и алгоритмы расписаны миллион раз. А тогда многое приходилось делать с нуля.
А в детстве ты кем хотел стать?
Моим кумиром был Циолковский, поэтому я хотел быть человеком, которые делает ракеты, а не летает в космос. Но не стал.
Как проходит твой рабочий день?
Я практик. Мне дают задачу, и я пытаюсь понять, как это работает, а потом перевожу в код. Если в процессе возникает какое-то недопонимание, уточняю, спрашиваю. Если не отвечают, то пишу так, как считаю нужным. При необходимости переделываю.
А что больше всего тронуло за время работы в BYTEX?
Наверное, первый слёт игроков «Берсерк-Онлайн». До того момента я никогда не видел столько людей, которые бы пользовались плодами моего труда. А сейчас так много людей играет, что разработчики с игроками почти не пересекаются.
Как любишь отдыхать от трудов?
Лучший отдых — это путешествия. Побывал уже в двадцати странах. Китай, Таиланд, Филиппины…
Видел Великую Китайскую стену, общался с аборигенами по разговорнику. За пределами аэропорта я встретил лишь одного человека, говорящего по-английски. И одного, говорящего по-русски. В Китае я торговался с извозчиком, на Филиппинах трогал за большие деньги редкостных обезьян.
Посмотрел Европу — Чехия, Словакия, Германия, Австрия, Греция, Норвегия, Ирландия…
Эмигрировать не пора?
Мне и в Саранске нравится. Я не какой-то упертый патриот, но, в принципе, меня здесь все устраивает. Ещё хорошо в Карловых Варах.
Может быть, уехал бы туда в старости. Ходил бы с тросточкой, пил бы из целебных источников, кормил бы уточек. Идиллия для старичка! Чехия — страна недорогая, можно себе позволить. Но российской пенсии будет мало.
Руслан, напоследок скажи, каким ты видишь будущее программистов?
Станем программировать нейроинтерфейсы! Несколько лет назад я бы не поверил, что мой телефон будет умнее всех компьютеров на заводе отца.