Сергей Зобов: “Тестирование — проверка соответствия конечного результата ожидаемому”
Ценитель китайского чая и французских поэтов-символистов, профессиональный тестировщик, проявивший себя на самых ответственных проектах, и искромётный юморист — всё это Сергей Зобов. В интервью он рассказал об искусстве ловли багов, гордости за свою работу и поведал, какими видит тестировщиков будущего.
Сергей, давай начнём с деталей твоей биографии до прихода в BYTEX. Откуда ты родом?
Родился в Горьковской (ныне — Нижегородской) области. Но ещё в детстве переехал в Мордовию, как будто чувствовал потенциал республики, что именно здесь смогу реализовать свои стремления.
В школе твои задатки тестировщика уже проявлялись?
Когда дома появился компьютер — большую часть свободного времени начал проводить у монитора: разбираться в том как работают программы, читать с экрана книги, смотреть фильмы и, конечно же, играть. Во время перемен мы собирались всем классом и обсуждали игры. Патч в те времена найти было почти нереально и поэтому мы часто хвастались, кто и какой баг обнаружил. В таких разговорах и стало зарождаться желание стать тестировщиком и искать ошибки в ПО.
Но в команду BYTEX ты попал не сразу?
Долгое время о профессии QA-инженера оставалось только мечтать. В то время никто и представить не мог, что в Мордовии заработает компания которая занимается тестированием, да и сама профессия тестировщика ещё не была так актуальна как сейчас. В итоге оказался на Факультете национальной культуры, на специальности — Технолог автоматизированных информационных ресурсов. Отучившись, сменил несколько работ по разным направлениям. Но в 2017 случайно услышал про компанию, которая занимается разработкой и тестированием ПО. Это конечно же был BYTEX, который на тот момент ещё не был одним из крупнейших тестировочных полигонов мира, но уже являлся большой и стремительно развивающейся IT-компанией. А когда узнал про вечера настольных игр, пицца-пати, турниры по киберспорту и многое другое, чем выгодно отличается BYTEX — сомнений, что я хочу здесь работать не осталось.
Кто научил азам тестирования?
Самое первое обучение, которое тогда необходимо было пройти, чтобы попасть на должность стажера, проводил Кирилл Флягин. После Кирилла меня отправили на обучение к Александру Темплеру. Когда нашёл свою первую ошибку — максимально грамотно выставил дефект, после чего разработчик очень быстро его исправил. В этот момент я почувствовал, насколько полезна моя работа, ведь благодаря мне, игрок никогда не столкнется с этим блокирующим багом.
Что особенного ты находишь в тестировании?
Со временем я осознал, что тестирование — не такое простое занятие, как кажется человеку далёкому от нашей профессии. Это совсем не то же самое, что играть в игру дома в свободное время. Часто приходится измерять пиксели в игровом интерфейсе, сверяя их с документацией. Множество раз выполнять одно и тоже действие для того, чтобы проверить, что конечный результат соответствует ожидаемому. Но когда ты узнаёшь, что люди играют в проект, который ты тестировал и не жалуются на баги, приходит чувство гордости и радости за свою работу. А это бесценно.
Насколько в тестировании важна командная работа?
Каждый раз, когда у проекта горят сроки сдачи в релиз и проверить его надо как можно скорее — ты понимаешь насколько важен вклад каждого в совместную работу. Один человек с этим просто не справится. В таком случае вся команда тестировщиков понимает, что сейчас надо работать на пределе сил, чтобы не было стыдно потом смотреть в глаза своим коллег. Только совместными усилиями можно добиться лучшего качества. В команде проекта, на котором я занят сейчас, под руководством Ивана Зайцева, работают тестировщики, которые смогли пройти суровые испытания на других проектах, преуспели в своём деле и постоянно развивают свои навыки. Мы занимаемся всеми видами тестирования, от локализационного до регрессионного. В команде профессионалы своего дела, которые знают проект от и до. Это позволяет нам справляться с самыми сложными задачами.
Тебя рекомендуют как знатока игр самых разных жанров — может дашь совет, во что поиграть на досуге?
Я ценю интересные сюжеты и необычные геймдизайнерские решения, поэтому выделил бы TES 3 Morrowind, Vampire: The Masquerade — Bloodlines, Bioshock Infinite, Nier: Automata и Hellblade: Senua’s Sacrifice. Обожаю изометрические партийные RPG (в которых при нажатии пробела вместо привычного “прыжка”, игра ставится на паузу). Так же люблю Soulslike-игры — не считаю их сложными и прохожу сходу. Раньше очень много играл в стратегии, но сейчас что-то интересное для себя нахожу всё реже. Из последних, отмечу Total War: Warhammer, который очень понравился.
Что бы ты отнёс к своим хобби?
Люблю хороший китайский чай. Начал увлекаться этим напитком лет 10 назад, и могу назвать себя настоящим ценителем. Нравятся сорта Шу и Шен Пуэры и Дьян Хонг. Ещё одна моя страсть — книги. Но в последние годы всё чаще не читаю, а слушаю. Путь от дома до работы занимает 50 минут и это идеальное время, чтобы узнать, что случилось в очередной главе. Из писателей люблю творчество Терри Пратчетта, Айзека Азимова и Гарри Гаррисона. Но и бумажные или электронные книги не забываю — сейчас читаю «Песни Мальдорора» за авторством Лотреамона, после этого планирую начать цикл «Песни Гипериона» Дэна Симонса, ну а там, может выйдет и последняя книга из серии «Песнь льда и пламени».
Как ты видишь будущее QA?
Предположу, что тестировщики будущего будут сидеть в специальных VR-капсулах, проходя игры по многу часов подряд, полностью погружаясь и живя в виртуальной реальности. Наверное, увлечение игрой станет настолько сильным, что они сами заплятят за возможность тестировать продукт. В общем — вижу классический киберпанковский мир. Но VR развивается не быстро и в ближайшие несколько десятков лет, думаю, будем продолжать тестировать по-старинке. Но быстро, профессионально и эффективно.