Кривенькое, страшненькое и подлагивающее видео с пафосным названием «В сердце Мальстрима» известило о релизе Warhammer 40,000: Eternal Crusade, и несколько лет следившие за долгостроем фанаты принялись спорить, что же вышло в итоге: в кои-то веки достойная игра по вселенной Warhammer 40K или попросту большая афера наподобие Star Citizen. Сравнение закономерно: канадцы из Behaviour Interactive поначалу обещали не меньше Криса Робертса и, как он, просили деньги заранее. Разница лишь в цифрах — все-таки у студии из Монреаля суммы не столь значительные. Сборы же Star Citizen тем временем преодолели отметку в 124 миллиона долларов, несмотря на то, что новые цели («голы») не появляются два года. То ли Cloud Imperium Games не знают, что бы еще придумать, то ли просто обленились. Неудивительно: зачем что-то сочинять, если и так донатят?
Несли денежку и в Behaviour Interactive. Еще бы! Фанатам хотелось раньше всех сыграть в альфа- и бета-версии Warhammer 40,000: Eternal Crusade. Тем более, разработчики обещали огромную MMO во вселенной WH40K, с PvP-уклоном, с механикой в духе Space Marine, Gears of War и PlanetSide, с воюющими на разнообразных планетах фракциями, с командованием и глобальной картой… Хайп стоял нешуточный (не меньше, чем у недавней No Man’s Sky)! Впрочем, потихоньку пузырь сдувался, оставив после себя лишь влажный след. За время создания игры поменялись движок (Unreal Engine 4 сменил Unity 5), разработчики (на место главы студии Мигеля Карона пришел Натан Ричардсон с иным видением проекта) и, как следствие, концепция… В конце-концов получилась не «самая большая MMO в мире», а наоборот — скромный сессионный шутер формата «30×30» без особых претензий и даже без обещанного бесплатного режима «Free-to-Waaagh!» (игра за орков). Хочешь участвовать в Крестовом Походе — плати 1799 pублей (49.99 долларов для жителей США). Ранний доступ, к слову, был дешевле (1439 рублей и 39.99 долларов соответственно).
Хотя кроме ценника, по большому счету, с переходом Warhammer 40,000: Eternal Crusade из стадии раннего доступа в релиз ничего не поменялось. Лавочка сменила вывеску, но предлагает старый товар. Разработчики рассказывают о торопливом издателе, признают проблемы и недоработки, вновь обещая реализовать все как надо и добавить кучу нового контента, будто и не было других «сделаем» на протяжении последних лет. Зато игроки успели поумнеть и проигнорировать выход Eternal Crusade — всплеска продаж не произошло (фанаты давно приобрели игру еще до Early Access, а многие вообще разочаровались и забыли о ней), онлайн продолжает оставаться жиденьким (опередили древнюю Warhammer 40,000: Space Marine — уже хорошо!).
Справедливости ради отметим небольшое пост-релизное шевеление графиков… Впрочем, сентябрьское пиковое значение в 2700 человек, учитывая количество фанатов вселенной WH40K и изначальные амбиции, выглядит унижением, а уж 500-1500 игроков в среднем — и подавно. Бродят предположения, что если Warhammer 40,000: Eternal Crusade не закроется, то пойдет по пути Evolve, сменив модель распространения на F2P. Логично. На какое-то время free-to-play поможет — Evolve получила буквально вторую жизнь и +14380% игроков. Жизнь, правда, оказалась короткой — основная часть халявщиков уже ушла из игры, хотя и 1500-3000 человек всяко лучше, чем 200. Осмелится ли на такой шаг Behaviour? Понятно, что профинансировавшие разработку фанаты будут недовольны, но ведь «основателей» уже обманули однажды. Что мешает сделать это во второй раз?
Главная проблема Eternal Crusade не в том, что средства, собранные с помощью народного финансирования, ушли не на ту игру. Ведь и то, что получилось вместо обещанного, выглядит сырым и незавершенным проектом с туманным, если не сказать мрачным будущим — прямо как сама вселенная WH40K. Разработчикам предстоят долгие битвы с ошибками, дисбалансом и неполным контентом в PC-версии; консольные перенесены вроде бы на три месяца, по крайней мере, британский Amazon говорит про 31 декабря 2106 года. По официальным источникам, релизы на Xbox One и PS4 отложили, чтобы бросить все свободные ресурсы на доработку имеющейся PC-версии. Хотя мы допускаем, что Behaviour Interactive могла не пройти контроль качества от Microsoft и Sony. Консоли — это вам не PC-помойка.
На самом деле, реализовано немало — костяк механики, во всяком случае, готов. Прежде всего, в игре присутствуют основные противоборствующие стороны: Космодесант, Хаоситы, Эльдары и Орки (повторимся, не бесплатные, как было заявлено изначально). Каждую расу представляют по пять легионов, миров-кораблей и кланов соответственно. Есть Тираниды, но поиграть за них нельзя. Вообще, изначально Тираниды планировались как нейтральная раса, которая должна была изредка вторгаться на глобальную карту, уравновешивая силы, но сейчас они есть только в убогом, ненужном PvE-огрызке.
С основным режимом — PvP — все гораздо лучше. Космодесант, Хаоситы и Орки предлагают по пять игровых классов, Эльдары — семь. Классы Космического Десанта, Хаоситов и Орков почти одинаковые: универсальные бойцы-тактики, бойцы дальнего боя, специализирующиеся на уничтожении вражеской техники, бойцы ближнего боя с реактивными ранцами на спинах, хорошо экипированные бойцы ближнего боя. Немного различаются Апотекарий, Амбициозный чернокнижник и Пейнбой — первый неплохо вооружен и умеет лечить союзников, второй кроме этого раздает бафф, а представитель Орков травит врагов ядовитыми гранатами и пассивным умением (при ударе или стрельбе). У Эльдар на выбор два класса, уничтожающих технику, тот же универсальный боец, боец ближнего боя, баффер, умеющий летать Пикирующий Ястреб и атакующий из стелса Жалящий Скорпион.
Каждая фракция имеет свои отличительные черты (скажем, Эльдары маневренные и быстрые, но с тонкой броней) и дерево талантов. Сама система развития горизонтальная, а не вертикальная. То есть навыки не дают явных преимуществ на поле боя, но помогают игрокам настроить расу под свой стиль. Перки в целом одинаковые для всех фракций: увеличение очков здоровья, брони и выносливости, ускорение регенерации, модификаторы урона и т.п. Разработчики обещают добавить субфракционные деревья талантов и бонусы за игру той или иной субфракцией — таким образом, например, легион Темных Ангелов будет отличаться от легиона Космических Волков не только внешним видом, как сейчас, но и геймплеем.
Собственно о геймплее особо сказать нечего. Eternal Crusade на сегодняшний день (и, думается, навсегда) — весьма снулый сетевой шутан, и не более того. Ничего особенного, оправдывающего ААА-ценник, в игре нет. Бегаем, летаем и ездим по десятку карт, убиваем и добиваем врагов, захватываем и отбиваем точки… Наберется 30-40 человек — игра создает режим Capture the Flag на маленькой карте. Набралось 50-60 — добро пожаловать в «Большую битву». За все полезные действия игрок получает очки опыта и очки развития (а также внутриигровую валюту). Опыт повышает ранг, очки развития нужны для описанного выше древа талантов. Конечная цель прокачки — получение ветеранского класса. У всех классов в Warhammer 40,000: Eternal Crusade есть система очков выкладки: каждый предмет на персонаже обходится в некоторое количество этих очков. У персонажей обычных классов по 1000 очков, у ветеранов — 1400. Соответственно, ветерана можно экипировать гораздо лучше. В бою, впрочем, особого толка от них нет: во-первых, использовать ветеранов можно лишь трижды за сессию, а убивать их немногим сложнее, чем низкоранговые классы — итоги битв определяет прежде всего командная игра и скилл, а не ранг отдельного персонажа.
Баланс дорабатывается и меняется с каждым новым патчем — сегодня перебаффана одна фракция, завтра другая… В релизной версии, например, Эльдары явно сильнее всех, а Космодесант — страдает. Чаще, правда, в неумелых руках — опытные игроки, особенно взводники, выносят всех и «маринадом». Есть и объективные вопросы: почему, скажем, у Хаоситов захватывать точки могут два класса, а у Космодесанта — один? Это часто ведет к проигрышу, так как новички в Eternal Crusade гоняются за фрагами, игнорируя ситуацию на карте, а погибнув — не выбирают тактика.
Зачастую рассуждения о балансе — не более чем фанатическая, нездоровая приверженность к той или иной фракции. Есть мелочи, вроде слишком быстрой скорости у сильной атаки Эльдар (и вообще в целом у всех), или слабого урона у орочьих Лутаз… Так или иначе, все умирают одинаково быстро. Повторимся, нытье про слабость Космодесанта обусловлено популярностью фракции, особенно среди новичков (аналогичная ситуация наблюдается, например, с советскими танками в World of Tanks — вспомните веселый режим «Противостояние», в котором Советы страдали при игре с любой нацией). В последнем стриме #82, кстати, разработчики показали множество графиков. Статистика говорит, что самая популярная фракция в игре — Космодесант. У них же самый низкий % побед. У Эльдар % побед ожидаемо выше прочих. Так или иначе, Behaviour занимается проблемами баланса в каждом обновлении — значит, исправлять есть чего.
На прошлой неделе анонсировали очередную заплатку, в которой пообещали (снова!) провести ребаланс фракций и классов, а также исправить глобальную карту и проблемы с серверами… Заплатка 1.0.5 вышла, готовятся новый еженедельный патч и крупное ежемесячное обновление… В общем, как уже говорилось, работы много. Непонятно, правда, зачем Behaviour тратит время и ресурсы на добавление в игру мелочей вроде ящиков с лутом, или на режим PvE (в него никто не играет, прокачиваться в нем бессмысленно), когда есть дела поважнее. Фанаты WH40K ждут не дождутся как минимум нормальной кастомизации. На сегодня она есть только у Орков и Хаоситов, в зачаточном состоянии у Космодесанта. У Эльдар пока что нету ничего. Конечно, все это (как и многое другое) запланировано и будет добавлено позже, но 1799 рублей надо платить прямо сейчас.
Такая вот получилась игра — ничего толком не доделано и, куда ни посмотри, везде вылазят ошибки и недоработки. По факту — это никакой не релиз, а все тот же Early Access, или открытый бета-тест. Издатель решил выпустить сырой Warhammer 40,000: Eternal Crusade и получить дополнительный кэш до того, как появится конкурент — Space Hulk: Deathwing (конкурент не прямой, потому что без PvP, но конкурент в плане вселенной WH40K, рассчитанный на скучающих фанатов).
Обидно, что игру не смогли довести до уровня хотя бы приличной сессионки, и это при в общем-то неплохой основе. Есть четыре фракции, но нет кастомизации, иногда — баланса. В целом хорошую, интересную механику ближнего боя (по типу «камень, ножницы, бумага», плюс дополнительные вещи наподобие системы «лязга») привязали к консольному автоприцелу. Впрочем, ближний бой портит даже не казуальный автоприцел, а лаги и фризы (возможно, еще и тикрейт).
Однозначно ненормальна ситуация, когда сетевая игра с ценником ААА-проекта продается по всему миру, а сервера есть только в США. У русских и европейцев, например, от подобной географии ближний бой регулярно превращается в лотерею. А помнится, когда-то разработчики говорили про крутую кластерную технологию Pikko-серверов… Огнестрельное оружие тоже иногда «радует»: прячешься в укрытие и с задержкой в пару секунд получаешь урон. Про физику, в частности — у техники, про графические артефакты, невидимые стены и застревания в текстурах и моделях вообще ничего писать не хочется. Этот аспект весьма удручающ.
Времени осталось мало…
Этот текст ни в коем случае не претендует на окончательный приговор. Это всего лишь краткое описание текущего положения дел; попытка увидеть будущее Eternal Crusade через призму ее туманного прошлого. За обзорами с «крепкими середнячками» проследуйте на Metacritic, рецензию на любую многопользовательскую игру написать в принципе невозможно. «Все течет, все меняется», — говорил Гераклит. Каждый последующий патч может изменить львиную долю прежней механики, добавить что-то новое и т.д. Например, сегодня нет региональных серверов, но разработчики собираются их вводить в ближайшее время. Посмотрим, с какой скоростью будут выходить обновления, что они будут добавлять, начнет ли расти онлайн в игре… Зная разработчиков, можно предположить, что игре нужно хотя бы полгода, чтобы «дозреть».
Eternal Crusade, конечно, уже никогда не станет той игрой мечты, которую обещал сказочник Мигель Карон. Но она может стать не только неплохой сессионкой в мире WH40K (появятся новые карты, оружие, классы, бонусы за субфракции, танковые битвы и т.д.), но и частично превратиться в MMO (глобальная карта, войны гильдий и т.д.). Шансы на это есть. Хватит ли у Behaviour Interactive сил, а у BANDAI NAMCO Entertainment терпения, чтобы не закрыть проект с затухающим онлайном?
Пока же Warhammer 40,000: Eternal Crusade однозначно не стоит своих денег. Даже фанаты Warhammer 40K плюются, что уж говорить об обычных игроках?