Правильные ниндзя или возвращение блудного жанра

Неожиданный, но очень приятный подарок к концу года преподнесла нам студия Mimimi Productions. Они буквально осчастливили ценителей редкого жанра тактической стратегии, которые уже было отчаялись ждать в мире игр проекта, подобного Commandos и Desperados. Shadow Tactics: Blades of the Shogun — тактическая игра с элементами стелса и стратегии в реальном времени — таки смогла удивить и порадовать матерых олдскульщиков своей сложностью и сеттингом средневековой Японии эпохи Эдо.

ST_4

Действие игры разворачивается в обществе, доселе разрозненном и погрязшем в междоусобных войнах, но, благодаря новому сегуну, обретшим  мир и спокойствие. Чтобы сохранить только установившееся равновесие, новый правитель вынужден обратиться за помощью к пяти искусным воинам, способности и характеры которых разительно отличаются, но вполне дополняют друг друга. Героям предстоит найти общий язык и скооперировать действия, чтобы достигнуть общей цели. Вот, в принципе, и весь зачин сюжета, непринужденного и не отягощенного каким-либо подробностями, но создающего приятный антураж средневековой Японии, на основе которого выстраиваются отношения между героями и тактические бои. Сюжет здесь — сглаживающий элемент, позволяющий связать миссии воедино и проложить между ними логическую цепочку, подготовить некое вступление перед началом основных действий, чего, например, не хватало в Commandos, где нас сразу забрасывали на поле боя.

ST_2

В нашем распоряжении оказывается команда из пяти персонажей: синоби Хаято — мастер тихо расправляться с противником, самурай Муген — воин, предпочитающий открытое сражение, шкодница Юки — специализируется на ловушках, ворчливый старец Такума — снимает врагов, как «ворошиловский стрелок» и, наконец, очаровательная Аико — оставляет мужчин  буквально «без ума», перевоплощаясь гейшей. Все таланты героев важно правильно сочетать во время выполнения заданий, и было бы просто идеально использовать их всех сразу, однако разработчики усложнили задачу — в каждой миссии могут действовать только определенные персонажи, которых, опять же, выбираете не вы.

Казуалам это, скорее всего, не понравится. Однако играть становится действительно интереснее. Вам буквально приходится решать головоломку, использовать весь запас фантазии и находчивости, чтобы решить поставленную задачу. Дело в том, что способности героев различны, а враги способны охватить взглядом лишь определенный участок локации.

ST_1

К примеру, в связке синоби и самурай Хаято с легкостью может пройти по канату или залезть на стену, а облаченный в доспехи Муген явно не способен демонстрировать чудеса акробатики. Поэтому игроки вынуждены искать другой способ прохождения. Например, Хаято проходит по канату и отвлекает противника, в зону видимости которого может попасть Муген. Самурай же, в свою очередь, допустим, может подбросить кувшин саке другим стражникам и зарубить их двумя катанами, тем самым открывая себе путь в другую часть локации. Важно понимать, что даже следы на снегу с легкостью могут обнаружить вас — значит, лучше передвигаться по крышам; нужно помнить, что зоны видимости охранников иногда пересекаются, они могут разговаривать друг с другом — если убить одного, другой обязательно заинтересуется исчезновением коллеги. Не помешает во время игры и внимательность: некоторые герои, например, могут поднимать и прятать сразу два трупа, другие не способны их и вовсе поднять. Поэтому логика — друг наш и товарищ, а находчивость — наше все.

ST_5

Миссии подобраны интересно, продуманы соответственно сюжету, и поначалу не доставляют особого труда, но впоследствии заставляют поднапрячь извилины. Их можно проходить многочисленными способами, существуют даже поощрения в виде нашивок, которые выдаются за достижения определенных условий во время выполнения задач. Например, пройти не убивая, на время, обходя кусты и лужи. Да только выполнить их не так просто — иногда можно застрять на несколько часов. Здесь нет тактической паузы, а чаще всего придется сидеть в кустах, подбирая удачный момент для атаки, отслеживать зону видимости противника, искать обходные пути или использовать обманные маневры, находить удачное сочетание навыков героев. Все это напоминает заковыристую головоломку, которую решать интересно и даже сложно. Кроме того, локации весьма обширны и разнообразны, богаты на обходные пути, укрытия и объекты окружения. Все это, вкупе с колоритной музыкой и приятной графикой, доставляет немало удовольствия от прохождения игры.

ST_3

Shadow Tactics: Blades of the Shogun — неоднозначный проект, который пытается возродить позабытый многими разработчиками жанр тактического стелс-экшена и делает это весьма успешно.