17.01.2020 Свои люди

Александр Селивёрстов: «Порой сложно объяснить весь масштаб и важность работы тестировщика»

В тестировании уже не первый год, за плечами работа в нескольких проектах, опыт руководства командой и множество найдённых багов! Тестировщик Александр Селивёрстов рассказал нам о сверхзадаче контролёра качества.

Саш, расскажи про своё знакомство с миром видеоигр!

Играю с пяти лет. Сначала появилась приставка, в средних классах — компьютер. Удавалось удачно совмещать уроки и любовь к играм. На тот момент увлекали стратегии (серия Stronghold) и симулятор Need For Speed. А к концу школы в приоритете оказались шутеры и RPG. 

А когда начал осваивать компьютерные программы?

Думаю, умение работать с программами и увлечение играми развиваются параллельно и дополняют одно другое. Например, мне не хотелось расставаться со своим древним Windows XP, чтобы иметь возможность поиграть, приходилось восстанавливать и чистить ОС очень часто. До уровня программиста не добрался, но в системе начал разбираться уверенно: знал, как и где подобрать драйвера, избавлялся от ошибок и глюков.

Когда настало время поступать в ВУЗ, какой факультет ты выбрал?

В школе неплохо успевал в точных науках — физике, математике. Посмотрев учебные планы разных факультетов, решил, что самый подходящий — факультет электронной техники. Остановился на специальности «Сети связи и системы коммутаций». Учиться было интересно и свои профильные дисциплины старался сдавать на отлично. 

Успел реализоваться по специальности?

После университета два с половиной года проработал инженером-проектировщиком, занимался проектами коммуникаций в дорожном строительстве. Электроснабжение, освещение, связь, светофоры, троллейбусные линии по дороге от города до аэропорта и на развязке-клевер между городом и посёлком Ялга спроектированы мной.

Да, тут есть чем гордиться! А что тебя привело в тестирование?

После сокращения пришлось искать новое место. В BYTEX работали мои университетские друзья — Кирилл Плодухин, Артём Лукьянов. Они рассказали про свою работу, интересные проекты, дружную команду и предложили попробовать. На собеседовании руководитель отдела тестирования Алёна Карасёва спросила: «Готов ли ты поменять строительную отрасль на игровую индустрию?». Я согласился.

Что, на твой взгляд, должен уметь тестировщик?

Каких-то серьёзных первоначальных знаний тестирование не требует. Всё что нужно покажут и расскажут уже в процессе. Касаемо личных качеств — в характере тестировщика должна присутствовать доля скептицизма. Мыслить нужно критически, ведь если разработчик игру делает, то QA должен проверить её на прочность. В тестировании нет единых стандартов или алгоритмов действий, есть интуиция и творческий подход. 

Какая у тестировщика сверхзадача?

В процессе работы мы коммуницируем с огромным количеством людей: это наши лиды, руководители отделов, заказчики, разработчики, геймдизайнеры, ревизеры, менеджеры проектов… И, конечно же, незримо (но иногда вполне конкретно в качестве фидбэка) присутствует конечный пользователь, для которого всё и создаётся. Тестировщик должен умудриться сделать так, чтобы все эти люди были довольны результатами работы.  

Должен ли тестировщик игрового ПО быть профессиональным геймером?

Обычно, получая билд, уже заранее чувствуешь, где могут быть потенциальные проблемы. Конечно, без игрового опыта может быть тяжело, но если человек готов учиться, то этот пробел можно быстро наверстать. Можно годы проработать над проектом, в который сам по доброй воле играть не стал никогда. И всё равно любить его. Так как мы играем не ради азарта, а чтобы найти баги, записать их и передать разработчику. 

Ты работаешь в BYTEX с 2017 года, где уже успел себя проявить?

Сначала я попал в конфигурационную лабораторию. Потом было ещё несколько проектов, на последнем я только начал осваиваться — перешёл после Нового года. Преимущества работы в том, что здесь можно освоить все виды тестирования на самых разных платформах. 

Где тебе больше понравилось?

Мне импонирует тестирование функциональности на масштабных проектах, где применяются разные виды тестирования. Они считаются более сложными, но зато увлекают, поэтому работать с ними интересней. Там, где применяется только один вид тестирования при меньших затраченных силах и большем количестве свободного времени, устаёшь больше. Но кто-то хорошо тестит именно их и не собирается покидать хорошо знакомый тайтл.

Насколько важно тестирование в процессе разработки игры?

Проверку сложно переоценить. Чем добросовестней она сделана, тем лучше получится игра. Много примеров, когда разработчики пренебрегали тестированием, что приводило к токсичным отзывам на форумах и даже возвратам. Нужно обращать внимание и на фидбек от тестировщиков. Мы можем оценить игру с профессиональной точки зрения, указать на несоответствия, слабые моменты.  

Чем отличается тестирование на разных этапах разработки?

Что касается дорелизной проверки, то баги могут быть где угодно. После релиза, когда осуществляется саппорт и основные ошибки уже пофиксены нужно проявить немалую изобретательность в поиске: играть не так как будут это делать 90% пользователей, создавать нестандартные ситуации, придумывать всё новые и новые способы сломать игру. В таких случаях полезно привлекать на проекты других сотрудников со свежим «незамыленным» взглядом. 

Как, по твоему мнению, будет развиваться тестирование в будущем?

IT — самая развивающаяся отрасль, для которой пределы ещё даже не обозначены. Поэтому вы не ошибётесь, если свяжете свою жизнь и профессию с информационными технологиями. А тестирование —  самый простой способ сделать это. Волнения по поводу того, что искусственный интеллект сможет заменить мануальное тестирование считаю не обоснованными. Проверить игру с точки зрения конечного пользователя сможет только человек. С каждым годом игры становятся всё более популярны, их будет создаваться всё больше. А это значит, что их обязательно нужно будет кому-то тестировать.  

Бытует мнение, что тестировщики игр перестают играть для собственного удовольствия в свободное время. Так ли это?   

Дело в том, что надо научиться разделять работу и отдых. Я продолжаю играть дома, и с большим азартом. 

А как твои знакомые относятся к твоему выбору профессии? 

Порой, весь масштаб и важность работы тестировщика сложно объяснить. Тестирование — не заводское производство, где создаётся конкретный продукт, который можно взять в руки. Но те, кто разбираются в играх, понимают, что мы задействованы в индустрии, продуктами которой каждый день пользуются миллионы людей по всему миру. И каждый тестировщик делает важный вклад в улучшение их качества.

  • Tweet
  • Share 0
  • VKontakte